Диагностика бронхита и пневмонии у детей

Содержание

Дифференциальный диагноз при пневмонии

Болезни легких различного происхождения имеют схожие симптомы. Для проведения микробиологических исследований и рентгеновских снимков требуется время, которого у врача и больного, к сожалению, очень мало. В условиях, когда требуется принять быстрое правильное решение, на первый план выходит способность медика определить причину болезни по клинико-анамнестическим данным. С этой целью разработаны методы дифференциальной диагностики.

В первую очередь пневмонию дифференцируют от:

  • туберкулеза;
  • тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА);
  • опухолевых поражений;
  • аллергических реакций на лекарства;
  • орнитоза;
  • аллергического пневмонита;
  • саркоидоза;
  • коллагеноза.

Медработник начинает с осмотра пациента и опроса его окружения. Цель – выяснение фона, на котором развилась болезнь. Устанавливается наличие сопутствующих заболеваний (рака, туберкулеза, диабета, ВИЧ, лечения глюкокортикостероидами или цитостатиками), проводится оценка условий жизни, выявляются контакты с больными людьми и животными.

На следующем этапе врач сопоставляет полученную информацию о температуре тела, ознобе, наличии головных болей, нарушениях сознания, характере кашля, отдышке, учащенном дыхании, болях, виде мокрот. При дифференциальной диагностике пневмонии важно учитывать возраст пациента.

Первичный диагноз и назначение лечения базируется на результатах осмотра, и только после анализа крови и мокрот, рентгенологического исследования терапевт делает окончательный вывод.

Отличия воспаления и других легочных заболеваний

Течение некоторых форм туберкулеза в начальной стадии очень похоже на клиническую картину бактериальной пневмонии. Однако следует помнить, что начало туберкулеза протекает почти бессимптомно. Больные жалуются на утомляемость, легкое недомогание (как следствие интоксикации), покашливание, потливость. На этой стадии при рентгенологическом исследовании поражение легких уже явны. Опытные врачи говорят: «Туберкулез более виден, чем слышен».

Для бактериальной пневмонии характерно выраженое начало с ознобом, повышением температуры выше 38,5 градусов. Кожа у такого пациента сухая и горячая, а потоотделение наблюдается только в момент кризиса. Мокрота при пневмонии – с пузырьками воздуха, более вязкая, чем при туберкулезе.

Туберкулез на рентгеновском снимке выглядит в виде четких округлых полиморфных очагов, чаще в верхней доле. Анализ крови при пневмонии обнаруживает выраженный лейкоцитоз, а при туберкулезе – лимфопению и умеренный лейкоцитоз. Микробиологическое исследование мокроты обнаруживает микобактерии туберкулеза.

Только 5% больных туберкулезом получают положительный эффект от лечения антибиотиками широкого спектра действия. Поэтому если симптомы пневмонии у человека держатся более 2 недель, то диагноз следует уточнить. Вероятно, это туберкулез. Вместе с тем при эмпирической терапии пневмонии не рекомендуется назначать противотуберкулезные препараты широкого спектра действия.

  1. Дифференциальная диагностика пневмонии и рака легкого

Кашель, появление мокроты, болевые ощущения и кровохаркание могут сопровождать прорастание метастаз в плевру. До этого момента рак легких проходит бессимптомно, но может быть выявлен на рентгеновском снимке. При этом периферический рак расположен чаще в передних верхних долях легкого, его контуры лучисты.

Онкоклетки могут прорастать в другие органы или появиться в легких как метастазы. Подробнее отличия острой пневмонии, туберкулеза и рака легкого смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Дифференциальная диагностика пневмонии и туберкулеза.

Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома у детей

Под бронхообструктивным синдромом (БС) понимают совокупность клинических симптомов, отражающих нарушение проходимости бронхов вследствие сужения их просвета. БС нередко встречается у детей раннего возраста. От 30 до 50% детей первых трех лет жизни имеют те или иные проявления бронхообструктивного синдрома, вследствие чего проблемы дифференциальной диагностики этого состояния крайне важны.

БС — это ведущий признак, который объединяет группу острых, рецидивирующих и хронических заболеваний легких, но он не является самостоятельной нозологической формой и не может фигурировать в качестве диагноза. Следует отметить, что БС не синоним бронхоспазма, хотя во многих случаях бронхоспазм играет важную, а иногда ведущую роль в генезе заболевания. Обычно БС выявляется у детей первых четырех лет жизни, но может диагностироваться и в более старшем возрасте.

В таблице 1 указаны основные причины возникновения БС у детей.

Наиболее важное значение имеют возрастные особенности респираторной системы ребенка. Бронхи у маленьких детей имеют меньший диаметр, чем у взрослых. Слизистая трахеи и бронхов быстро реагирует отеком и гиперсекрецией слизи в ответ на развитие вирусной инфекции. Узость бронхов и всего дыхательного аппарата значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление. Так, отек слизистой бронхов всего на 1 мм вызывает повышение сопротивления току воздуха в трахее более чем на 50% [1].

Для детей раннего возраста характерны податливость хрящей бронхиального тракта, недостаточная ригидность костной структуры грудной клетки, свободно реагирующей втяжением уступчивых мест на повышение сопротивления в воздухоносных путях, а также ряд особенностей положения и строения диафрагмы. Несомненное влияние на функциональные нарушения органов дыхания у маленького ребенка оказывают и такие факторы, как более длительный сон, частый плач, преимущественное положение лежа на спине в первые месяцы жизни.

Важную роль играет респираторная вирусная инфекция. К числу вирусов, наиболее часто вызывающих БС, относят респираторно-синцитиальный вирус (около 50%), вирус парагриппа, микоплазму пневмонии, реже — вирусы гриппа и аденовирус.

Среди факторов окружающей среды, которые могут приводить к развитию обструктивного синдрома, особо важное значение придается пассивному курению в семье. Под влиянием табачного дыма происходит гипертрофия бронхиальных слизистых желез, нарушается мукоцилиарный клиренс, замедляется продвижение слизи. Пассивное курение провоцирует деструкцию эпителия бронхов. Особенно ранимыми в этом плане считаются дети первого года жизни.

Другим важным неблагоприятным фактором является загрязнение окружающей атмосферы индустриальными газами, а также органической и неорганической пылью.

Большинство исследователей признают влияние факторов преморбидного фона на развитие БС. Это — токсикозы беременных, осложненные роды, гипоксия в родах, недоношенность, отягощенный аллергологический анамнез, гиперреактивность бронхов, рахит, дистрофия, гиперплазия тимуса, перинатальная энцефалопатия, раннее искусственное вскармливание, перенесенное респираторное заболевание в возрасте 6—12 месяцев.

В таблице 2 представлены основные нозологические формы, при которых бронхообструктивный синдром может иметь место и в значительной степени определять клиническую симптоматику болезни.

Бронхиальная астма представляет собой заболевание, проявляющееся обратимой (полностью или частично) обструкцией бронхов, патогенетическую основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей и, в большинстве случаев, гиперреактивность бронхов. Оно характеризуется в типичных случаях периодическим возникновением приступов нарушения проходимости бронхов в результате их спазма, отека слизистой оболочки бронхов и гиперсекреции слизи.

Бронхиальная астма может протекать также в виде астматического бронхита без типичных приступов, спастического кашля (в том числе ночного), астмы физического напряжения.

Критерии диагностики: приступы удушья, астматический статус, астматический бронхит, приступы спастического кашля, сопровождающиеся острым вздутием легких и затруднением выдоха. Рентгенологически во время приступа обычно определяется вздутие легких, на фоне которого нередко выявляется усиление бронхососудистого рисунка.

Под обструктивным бронхитом понимают острое поражение бронхов, сопровождающееся клиническими признаками бронхиальной обструкции. Термин бронхиолит используется для обозначения тех форм обструктивного бронхита, которые сопровождаются большим количеством рассеянных мелкопузырчатых хрипов, что нередко наблюдается у детей первых месяцев жизни при первом эпизоде обструктивного заболевания.

Наибольшие сложности представляет дифференциальная диагностика обструктивного бронхита и бронхиальной астмы.

До 70-х г. прошлого века термин обструктивный бронхит и его аналоги (астматический бронхит, спастический бронхит и др.) широко использовались педиатрами. Однако в начале 70-х гг. была проведена серия эпидемиологических исследований, которые показали, что отличить обструктивный бронхит и бронхиальную астму в широкой педиатрической практике почти невозможно. Таким образом, был поставлен знак равенства между этими состояниями. Данный подход у детей старшего возраста в значительной степени себя оправдал, так как позволил избавить многих больных от антибактериальной терапии. Но у детей младшего возраста проблема стоит сложнее. Выяснилось, что кромогликат у этих больных недостаточно эффективен или неэффективен вовсе. Ингаляционные бронходилятаторы, такие, как сальбутамол, малоэффективны или не эффективны при свистящем дыхании у детей первых трех лет жизни. Сведения относительно действенности применения ингаляционных стероидов при остром или хроническом бронхиолите оказались противоречивыми.

К тому же многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом показали, что исходы обструктивного бронхита в целом благоприятны. 54% детей с повторными эпизодами обструктивного бронхита перестают болеть после четырех лет, а еще 37% — в более позднем возрасте; таким образом, выздоравливают более 90% пациентов. Кроме того, наличие обструктивного синдрома в первые три года жизни не может рассматриваться как фактор, предрасполагающий к возникновению астмы в дальнейшем. Т. е. выяснилось, что механизм развития свистящего дыхания у детей раннего возраста другой, чем у более старших детей, и основную роль здесь играют не гиперреактивность слизистой бронхов и спазм мышц, а тонус бронхиальной стенки и отек слизистой бронхов. Это отражало тот факт, что свистящее дыхание у маленьких детей является следствием различных причин, в том числе аномалий респираторной системы и воспалительных процессов иной этиологии.

Значит ли это, что у малышей не бывает астмы? По-видимому, нет, так как примерно у 10% больных, у которых на фоне вирусной инфекции отмечался БС, в дальнейшем могли развиваться симптомы астмы. Рецидивы обструкции обусловлены наследственной отягощенностью по аллергии и аллергическими реакциями у ребенка и не связаны с кожными тестами и уровнем IgE. Таким образом, можно утверждать, что обструктивный бронхит, как нозологическая форма, существует. Его основные отличия от астмы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы и обструктивного бронхита.

Пневмония у детей

Пневмония — одна из наиболее распространённых патологий органов дыхания у детей.

Является результатом распространения воспалительного процесса из носо- и ротоглотки на бронхи и лёгкие. Высокая частота заболевания пневмонией, интенсивная смена ведущих возбудителей, изменяющаяся реактивность детского организма, тяжесть течения заболевания, непосредственная угроза жизни ребёнка — всё это дает возможность считать пневмонию весьма актуальной проблемой.

Пневмония — острое воспалительное заболевание легких, характеризующееся инфильтративными изменениями легочной ткани и дыхательной недостаточностью.

Причины пневмонии

Пневмония относится к группе полиэтиологических заболеваний. Её возбудителями могут быть самые разнообразные микробы, вирусы, микоплазмы, анаэробные бактерии, а также их ассоциации. Но для возникновения заболевания важным элементом являются предрасполагающие факторы.

Предрасполагающими факторами к более частому возникновению пневмонии у детей, являются анатомические размеры и особенности строения верхних дыхательных путей. В раннем возрасте трахея и крупные бронхи относительно шире и короче, чем у взрослых, поэтому инфекционные агенты легче проникают в легкие. Мелкие бронхи и бронхиолы, имеют узкий просвет, их стенки содержат мало мышечной и соединительной ткани, поэтому они легче спадаются и обтурируются.

Также существует отставание в степени дифференцировки бронхов и альвеол в разных бронхолёгочных сегментах, тем самым создаются худшие условия дренирования и большие возможности для возникновения воспалительного процесса и пневмонии.

Гистологические особенности строения легких у детей, связанные с недостаточным содержанием эластических волокон и сурфактанта способствуют возникновению ателектазов и эмфиземы. а также развитию воспалительных процессов в легких.

Недостаточный мукоцилиарный клиренс, т.е. удаление инородных частиц, прилипающих к покрывающему бронхиальное дерево слою слизи ведет к повышению возможности заболеть пневмонией в детском возрасте.

Недостаточное образование интерферона в верхних дыхательных путях, сниженный синтез секреторного иммуноглобулина A способствуют снижению местных защитных сил.

Указанные факторы обладают выраженной противовирусной и противомикробной активностью, предохраняя верхние дыхательные пути, а соответственно и нижние, от проникновения различных патогенных агентов.

Инфекционные агенты, вызывающие пневмонию, проникают в легкие в основном бронхогенным (аэрогенным) путем с распространением возбудителя инфекции по ходу дыхательных путей в респираторные отделы.

Патогенез пневмонии

Основные фазы патогенеза пневмонии вирусно-бактериального происхождения:

1. проникновение микроорганизмов и отечно-воспалительная обструкция верхних дыхательных путей

2. процессы неспецифического воспаления

3. активация процессов свободнорадикального окисления

4. нарушение физиологических механизмов регуляции дыхания

5. дыхательная недостаточность и нарушение недыхательной функции легких

6. метаболические и функциональные нарушения других органов и систем

Бронхит и пневмония – это воспалительные заболевания респираторного тракта (дыхательной системы) детей и взрослых, которые сопровождаются интоксикационным, катаральным и астеновегетативным синдромом. Однако, у них есть ряд существенных различий. У детей эти симптомы отличаются особенно заметно. Самое видное из отличий пневмонии от бронхита определяется самим названием – оно состоит в том, что воспалительный процесс при бронхите захватывает средние дыхательные пути (бронхи крупного и среднего калибра), а при пневмонии поражаются нижние респираторные пути и паренхима легких. Протекает она намного хуже, особенно для ребенка. Ниже будет подробно написано, как отличить бронхит от пневмонии.

Дифференциальная диагностика болезней

В большинстве случаев, воспаление легких (пневмония) является следствием не леченного (или же даже не диагностированного бронхита). Естественно, бывают первичные пневмонии (то есть та категория заболеваний, когда воспалительный процесс начинается именно с воспаления паренхимы легких и нижних дыхательных путей), однако, они случаются достаточно редко и, как правило, у людей с ослабленным иммунитетом, наличием каких-либо тяжелых сопутствующих заболеваний.

Симптомы этого заболевания у детей проявляются намного тяжелее, кашель зачастую становится приступообразным. Или же благодаря чрезвычайно сильному влиянию факторов риска (сильному переохлаждению, например). Определить ее сложнее. Кроме того, встречаются аспирационные пневмонии, а также инфаркт-пневмонии – заболевания, которые никак не связаны с бронхитом и инфекционно-воспалительным процессом в принципе (в первом случае причиной воспаления легких является попадание рвотных масс в дыхательные пути, во втором случае этиологическим фактором нозологии является тромб, попадающий в легкие по легочной артерии).

Кашель при последнем варианте воспаления легких будет иметь примесь крови (в случае возникновения подобного симптома у ребенка, это в большей мере будет говорить про вероятный рак легких). У детей эти две нозологии встречаются крайне редко, практически никогда. Важно отметить, продолжительный и сильный кашель у ребенка, с большей вероятностью, заставит задуматься о туберкулезе легких.

Этиологические факторы

Кстати, касательно этиологии (происхождения) этих двух заболеваний у детей и взрослых можно сказать следующее: абсолютное большинство случаев имеет инфекционную природу, однако, есть ряд исключений (который подтверждает правило). Обычный острый бронхит легкого течения и средней степени тяжести (у детей или у взрослых – не важно), как правило, имеет вирусную этиологию.

Следует отметить, что не исключено и присоединение воспаления бактериального характера из-за иммуносупрессирующего действия некоторых вирусов на организм человека, с присоединением соответствующих симптомов. Выделяют также обструктивный бронхит, возникновение которого связывают с наличием предрасположенности к аллергическим реакциям у пациента. За границей диагноз «обструктивный бронхит» не признают – там это считают обострением бронхиальной астмы, которое так или иначе связано с присоединением симптомов инфекционного процесса.

Помимо этого, существует хронический бронхит, именуемый ХОЗЛ (хроническое обструктивное заболевание легких) – патология, возникающая у курильщиков и у лиц, работа которых связана с пылевыми частицами (шахтеры, металлурги). Характеризуется сужением просвета бронхиального дерева вследствие воспалительного процесса и патологически высокого выделения мокроты. У детей симптомы этого заболевания не констатируются. Касательно этиологии пневмонии – в большинстве случаев она имеет бактериальное происхождение (пневмококки, стафилококки, стрептококки, гемофильная палочка, атипичная флора – микоплазма, хламидия, легионелла, госпитальная флора – метициллинрезистентный стафилококк и синегнойная палочка), намного реже воспаление легких вызывают вирусы (грипп), простейшие и грибы (явный признак синдрома приобретенного иммунодефицита). О пневмониях неинфекционной природы, а также о том, чем эта патология отличается от всех остальных видов воспаления легких, было упомянуто выше.

Исходя из вышесказанного, можно убедиться в том, что разница в этих двух заболеваниях существенна. Бронхит и пневмония имеют как субъективные, так и объективные отличия. Соответственно, будет отмечаться разница в симптоматике. Обычный острый бронхит (который в большинстве случаев является просто топологическим уточнением диагноза острой респираторной вирусной инфекции) будет проявляться повышением температуры тела до субфебрильных значений, кашлем у ребенка или взрослого без выделения мокроты, катаральными проявлениями.

Бронхит с обструктивным компонентом отметится повышением частоты дыхательных движений, снижением сатурации (показателя, характеризующего процент насыщения крови кислородом), возможно развитие дыхательной недостаточности. Кашель у ребенка или взрослого может иметь «лающий» оттенок – хотя чаще этим симптомом отличается ларингит. При хроническом обструктивном бронхите будет характерно постоянное выделение большого количества «многослойной мокроты» по утрам, постоянный кашель.

Повышение температуры возникнет только в случае инфекционного обострения ХОЗЛ или же в результате его перехода в бронхоэктатическую болезнь. Касательно аускультативной картины – при простом остром бронхите характерно будет жесткое дыхание (выдох по продолжительности длиннее, чем вдох), возможны единичные хрипы над всей поверхностью проекции легких. При обструктивном бронхите характерным признаком будет наличие астмоподобного свиста – патогномоничного признака бронхообструкции и обязательно непродуктивного кашля. Очень важно при аускультации оценить картину при кашле (особенно у ребенка).

Некоторые возрастные особенности

Воспаление легких будет отличаться намного более выраженным интоксикационным синдромом (если только это не атипичная, стертая пневмония) – повышение температуры тела до фебрильных значений (38 градусов по Цельсию и выше). Кашель будет продуктивным – с выделением большого количества мокроты. Для аускультативной картины воспаления легких будет характерно, помимо жесткого дыхания, наличие влажных крупнопузырчатых или мелкопузырчатых хрипов над областью поражения легкого.

Возможно ослабление дыхания (выслушивается относительно пораженного участка), также бывает крепитация (шум трения листков плевры). Опять же, прослушать надо будет и при кашле, особенно в случае пневмонии у ребенка. Характерный симптом пневмонии (прогностически неблагоприятный) – боль в грудной клетке, которую может вызывать кашель.

Учитывая все вышеприведенные симптомы, становится возможным понять – у больного бронхит или пневмония, а как следствие из этого — вовремя назначить соответствующее лечение.

Видео: Пневмония — воспаление легких


Вопросы для подготовки к практическим занятиям
по дисциплине «СД в педиатрии» для студентов 2 курса отделения «Сестринское дело»

2 семестр (очная форма обучения)

Тема «Сестринский уход при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме у детей»

1.АФО органов дыхания, их связь с частотой и особенностями течения заболеваний у детей. Острый простой бронхит, обструктивный бронхит, пневмонии, бронхиальная астма (этиология, факторы риска, клиника, диагностика, осложнения, принципы лечения, уход, диспансерное наблюдение). Особенности течения пневмонии у новорожденных детей. Оказание неотложной помощи при гипертермии, дыхательной недостаточности при пневмонии, обструктивном бронхите, приступе бронхиальной астме.

2.Алгоритмы дачи увлажненного кислорода, сбора мокроты на посев, термометрии, подсчета ЧД, ЧСС, оценки по возрасту, разведения антибиотиков, внутримышечной инъекции.

3.Сбор анамнеза и объективное исследование ребенка.

3.Уметь выписать направление на обследование (рентгенографию органов грудной клетки, мокроту на посев); рецепты по теме по назначению врача;

Самостоятельная работа студентов:

  1. Изучение и конспектирование учебно-методического пособия «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания у детей» (раздел «Бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма»).
  2. Оформление в дневнике алгоритмов пользования карманным ингалятором, спейсером, небулайзером, пикфлоуметром.
  3. Составление бесед с мамой ребенка, страдающего бронхиальной астмой на темы: «Оздоровление домашней обстановки», «Оказание неотложной помощи ребенку при приступе бронхиальной астмы.
  4. Изучение рецептуры по теме.

Тема «Сестринский уход при болезнях верхних дыхательных путей, острых респираторно-вирусных инфекциях. Активное посещение больного ребенка»

Премиальные – 4 балла

1.АФО органов дыхания, их связь с частотой и особенностями течения заболеваний у детей. Болезни верхних дыхательных путей: ангины, ринит, фарингит, ларингит, острый средний отит. Основные клинические признаки, осложнения, особенности ухода и лечения, профилактика. Особенности клиники ОРВИ в зависимости от этиологии, осложнения, принципы лечения, стандартный базисный уход, профилактические мероприятия. Оказание помощи при стенозе гортани, нейротоксикозе, гипертермическом синдроме. Основные учетные формы медицинской документации в детской поликлинике на остро заболевшего ребенка.

2.Алгоритмы закапывания капель в глаза, нос, уши, постановки горчичников, согревающего компресса, подачи грелки, проведения ингаляций, физического охлаждения при гипертермии, забора мазков из зева и носа, термометрии, разведения антибиотиков, внутримышечной инъекции, подсчета ЧД, ЧСС, оценки по возрасту.

3. Уметь выписать направление на обследование (на BL), уметь выписать рецепты по назначению врача.

Самостоятельная работа студентов:

    1. Изучение и конспектирование учебно-методического пособия для студентов «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания у детей» (раздел «ОРВИ»).
    2. Составление бесед для родителей «Уход за ребенком с заболеванием органов дыхания», «Профилактика ОРВИ».
    3. Изучение рецептуры по теме.

Тема «Сестринский уход при болезнях органов кровообращения у детей (ревматизме, ВПС).

1.АФО сердечно-сосудистой системы. Особенности строения сердца и сосудов. Артериальный пульс. Артериальное давление.

2.Ревматизм: определение, причины, роль хронических очагов инфекции в формировании ревматизма, патогенез, основные клинические проявления ревматического полиартрита, малой хореи, поражения кожи при ревматизме. Диагностические критерии, лечение, уход, профилактика, диспансерное наблюдение.

3.Врожденные пороки сердца: определение, классификация ВПС, группы, фазы течения, общая клиническая картина. Гемодинамические нарушения при: ОАП, ДМЖП, ДМПП, ИСЛА, тетраде Фалло. Основы диагностики, лечение, уход, диспансерное наблюдение,

4.Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (острой сердечно-сосудистой недостаточности).

5.Алгоритмы взятия крови из вены на биохимическое исследование, тонометрии, разведения антибиотиков, внутримышечной инъекции, постановка лечебного компресса на суставы, подсчета ЧСС, пульса, оценки по возрасту, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях (острой сердечно-сосудистой недостаточности).

Самостоятельная работа студентов:

  1. Изучение и конспектирование учебного пособия «Врожденные пороки сердца».
  2. Изучение рецептуры по теме.
  3. Составление беседы для родителей «Профилактика ревматизма у детей», «Особенности диеты, режима и ухода за ребенком, страдающим ревматизмом, ВПС».

Тема «Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей (гастритах, гастродуоденитах, дисфункциях билиарного тракта, стоматитах, гельминтозах).

1.АФО органов пищеварения. Острый гастрит, хронический гастрит, гастродуоденит, дисфункции билиарного тракта. Этиология, предрасполагающие факторы, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика. Гельминтозы. Аскаридоз (эпидемиология, клиническая картина миграционной и кишечной фаз, лабораторная диагностика). Энтеробиоз (эпидемиология, клиника, диагностика). Лечение гельминтозов, профилактика. Стоматит: определение, этиология, клиника, лечение, профилактика, катарального, герпетического, язвенного, кандидозного стоматита (молочницы).

2.Алгоритмы проведения туалета полости рта, промывания желудка; фракционного желудочного и дуоденального зондирования, тюбажа, подготовки

ребенка к рентгенологическому исследованию ЖКТ, УЗИ печени, ФГДС; взятия соскоба на энтеробиоз, забора кала на яйца глистов, оказания помощи при рвоте,

оформления направлений на различные виды лабораторных исследований.

Самостоятельная работа студентов:

1.Изучение и конспектирование учебно-методического пособия «Сестринский процесс при заболеваниях ЖКТ у детей».

2.Изучение рецептуры по теме.

3.Составление беседы для ребенка (его родителей): «Профилактика гельминтозов», «Соблюдение режима дня и рационального питания при гастритах, гастродуоденитах, дисфункциях билиарного тракта».

4.Заполнение «немой» таблицы в дневнике учебной практики:

Пневмония считается достаточно серьезным заболеванием для людей всех возрастов. Зачастую ее диагностирование затрудняется невыраженной симптоматикой – в начале своего развития поражение больше напоминает банальное ОРВИ.

По этой причине многие больные обращаются к врачу с запущенной стадией, что повышает вероятность возникновения не только опасных осложнений, но и смертельного исхода. Поэтому даже при простой простуде рекомендуется обращаться к пульмонологу – специалисту по патологиям легких, чтобы обеспечить точное выявление заболевания.

Стоит понимать, что диагностика пневмонии у детей имеет свои особенности, поэтому следует тщательно рассмотреть мероприятия, которые позволят сохранить жизнь малышу.

Виды заболевания и факторы, способствующие развитию

Воспаление легких носит инфекционный характер. Оно может возникать из-за чрезмерной активности вирусов, бактерий, в редких случаях возможно влияние грибков. Соответственно, ребенок может страдать от пневмонии различной природы, в зависимости от которой определяется не только последующее лечение, но и последующая диагностика с прогнозированием.

Итак, при подобном разделении пневмония у детей имеет следующие происхождения:

  1. Вирусная. Самая распространенная – 60% от общего количества случаев воспаления. При этом проще всего переносится и не требует какого-либо специфического лечения – достаточно употреблять стандартные лекарственные средства.
  2. Бактериальная. На долю такой формы приходится около 37%. Может появляться самостоятельным образом или же при сопровождении других поражений. Необходима терапия антибиотиками.
  3. Грибковая. Самая редкая разновидность – не более 3%. Тем не менее, является крайне опасной. У детей обычно возникает по причине неадекватности лечебных мероприятий с использованием антибиотиков.

Также пневмония может быть односторонней – поражается лишь одна из сторон легкого, и двухсторонней – воспалительный процесс можно наблюдать в обоих отделах органа.

Основной фактор образования воспалительного процесса в легких – это осложнение другой респираторной болезни: к примеру, ангина, ларингит, бронхит, гайморит. В большинстве случаев пневмония возникает вследствие накопления слизи в бронхах и легких – это препятствует нормальной вентиляции.

Дети подвержены болезни в большей степени. При простуде в бронхах образуется и остается обильное количество слизи. Из-за недостаточно развитой дыхательной мускулатуры ребенку трудно избавить от нее. Как итог: из-за нарушений в вентиляции легких активно размножаются бактерии и вирусы, что в конечном счете приводит к воспалительным процессам.

Хоть и считается, что пневмония начинается из-за тяжелого протекания какой-либо респираторной болезни, все же стоит учитывать факт, согласно которому воспаление в легких может возникнуть в результате заболевания любого характера:

  • пищевое отравление;
  • химический ожог;
  • проблемы сердечно-сосудистой системы;
  • механическая травма и другое.

Вопреки распространенному мнению легкие выполняют не только дыхательную функцию, обеспечивая кислородом весь организм. Помимо этого, данный орган выполняет опции некоторого фильтра, способствуя очищению крови.

Подобная деятельность активируется при первых симптомах наличия патогенных микроорганизмов. Становится очевидным, что вредные элементы в процессе фильтрации оседают на легких и таким образом забивают орган, вызывая нарушения в оптимальном вентилировании определенных частей структуры. Далее все идет стандартно: микробы бурно развиваются, способствуя формированию воспалительных процессов.

Диагностика: особенности и сложности процедуры

Для пневмонии является характерным наличие кашля, а также иных симптоматических проявлений острого респираторного заболевания: достаточно высокая температура – 38-40 градусов, которая может держаться несколько дней, при этом очень сложно ее сбить. Тогда как при рассмотрении, к примеру, бронхита температура не превышает 38 градусов и снижается на протяжении 3 дней.

При появлении первых симптомов простуды у ребенка родителям рекомендуется посетить лечащего педиатра. В дальнейшем он проведет поверхностный диагноз и при этом определит соответствующее направление к пульмонологу на обследование.

Первоначальная цель при диагностике – это выявить у человека с проявлениями ОРЗ нарушение нижних дыхательных путей. При этом они характеризуются определенными признаками, которые легко можно установить при обследовании ребенка:

  1. Дыхательный процесс может быть несколько замедлен или же, напротив, учащен. Происходит также втяжение податливых поверхностей грудной клетки.
  2. Перкуторное звучание укорачивается.
  3. Присутствуют хрипы различного типа: сухие, влажные.

Следующая цель процедуры диагностирования заключается в установлении различий между пневмонией и бронхита – обычно разбирают вирусное поражение нижних дыхательных путей. Одно из ключевых проявлений пневмонии заключается в учащении дыхании. Его можно наблюдать из-за того, что воспалительный процесс затронул значительные части тканей органа.

Подобный признак можно учитывать при выявлении диагноза лишь в том случае, если исключены симптомы обструкции, которая является типичной для крупа и бронхитов. В частности, Всемирной организацией здравоохранения определены основные показатели частоты дыхания на 1 минуту в зависимости от возраста ребенка, характерные для воспаления легких:

  1. От 0 до 2 месяцев: более 60.
  2. От 2 месяцев до 1 года: свыше 50.
  3. От 1 года до 4 лет: частота дыхания превышает показатель 40.

Бронхиальная обструкция позволяет с высокой точностью установить отсутствие типичной внебольничной формы – пневмококковая пневмония, стрептококковая с участием гемофильной палочки.

Обструкция такого рода является проявлением атипичных разновидностей и встречается только при внутрибольничном заражении.

Что касается укорочения перкуторного звука, то его отсутствие не исключает наличие пневмонии, так как такой симптом встречается лишь в 50% случаев. Такая же неопределенность относиться и:

  1. К мелкопузырчатым и крепитирующим хрипам, которые располагаются над местом поражения.
  2. К ослабленному дыханию бронхиального типа.

То есть, даже если они были выявлены в процессе диагностирования, то это не является достаточным поводом для того, чтобы в точности установить наличие пневмонии. К примеру, у более 50% пациентов с типичной формой заболевания в остром периоде отсутствуют какие-либо хрипы.

Также, при ином рассмотрении, если хрипы можно обнаружить в обоих отделах легкого, то это больше относится к бронхиту, но не к пневмонии. Так как при воспалении легких можно наблюдать сухие хрипы лишь в 10% случаев, а влажные – только у каждого четвертого пациента, причем они зачастую имеют асимметричный характер.

Как можно отметить, постановить точный диагноз по таким параметрам невозможно. Поэтому учитывается наличие симптомов и степень их проявления, что является достаточным основанием для направления больного ребенка на прохождение лабораторных анализов.

Дифференциальная диагностика пневмонии

Пневмония в большинстве случаев дифференцируется от ОРВИ, острого бронхита и бронхиолита – именно на фоне таких заболеваний и образуется воспаление легких.

ОРВИ сопровождается интоксикацией организма, снижением самочувствия, неприятными ощущениями в носоглотке, повышенной температурой на первой стадии болезни. Температура тела приходит в норму у большей части пациентов в течение первых трех суток. Физикальные и рентгенологические изменения в легких исключены.

Острый бронхит формируется в сопровождении ОРВИ. Для него определяющая симптоматика заключается в таких моментах:

  • высокая температура тела;
  • сухой кашель, который затем переходит во влажный;
  • одышка отсутствует;
  • при перкуссии устанавливают коробочное звучание;
  • дыхательный процесс может стать жестким, возникают некоторые рассеянные хрипы в обоих отделах легкого – могут изменяться или вовсе пропадать после кашля.

При рентгенологическом анализе определяют усиление легочного изображения, уменьшения структурности корней органа. Местные клинико-рентгенологические изменения исключены.

Бронхиолит обычно возникает у детей до 12 месяцев. Диагностика острой пневмонии затрудняется именно из-за этого заболевания.

По остроте проявлений и выраженности клинических признаков интоксикации и нарушений дыхательного процесса бронхиолит практически идентичен с результатами острой формы. При рассмотрении можно отметить следующие особенности:

  • первоначальную картину формирует именно дыхательная недостаточность, которая как раз и устанавливает степень тяжести болезни;
  • появляется сильная одышка, которая сопровождается движениями вспомогательной мускулатуры;
  • может образоваться эмфизема;
  • зачастую к цианозу добавляется недостаточность не только легочная, но и сердечная;
  • при прослушивании можно обнаружить большое число рассеянных хрипов мелкопузырчатого типа.

Что касается различий с пневмонией, то при бронхиолите не наблюдаются локальные изменения в органе, а также отсутствуют воспалительные процессы легочной паренхимы, которые можно выявить после рентгенологического анализа.

С помощью сопоставления данных заболеваний и выявления наличия конкретной симптоматики специалист может с высокой точностью определить поражение, его стадию и разновидность.

Не всегда помогают особенности визуальной диагностики пневмонии у детей для выявления болезни.

Поэтому врач помимо внешнего осмотра ребенка, прослушивания легких и простукивания грудной клетки опирается также на результаты:

  1. Лабораторных анализов крови.
  2. Рентгенологического исследования.
  3. Биохимических характеристик.

Простой анализ крови из пальца больного позволяет установить наличие воспалительных процессов легких. Данное поражения выявляется через определение увеличенного количества лейкоцитов и лимфоцитов. Кроме того, является немаловажной составляющей скорость оседания эритроцитов.

Большое число лейкоцитов говорит о воспалении бактериального типа. Если имеется общая интоксикация организма, то можно отметить укрупнение палочковидных форм.

Иммунная система человека реагирует на появление пагубных микроорганизмов, что приводит к повышенному производству лимфоцитов – они как раз вырабатывают тела, которые разрушают вирусные образования. С использованием таких показателей можно косвенно различить бактериальное и вирусное происхождение пневмонии. Для определения способности крови к вязкости используют параметр скорость оседания эритроцитов. Он позволяет установить высоту столбика эритроцитов на дне капилляра, который формируется за час.

При чрезмерной концентрации токсичных элементов, возникающих вследствие пагубной деятельности микроорганизмов на клетки и отклике на их действия иммунной системы, повышается жидкость крови. Это является причиной увеличения скорости оседания эритроцитов. В норме такой показатель не превышает 15 мм в час. Тогда как при пневмонии он может превысить отметку в 45 мм в час.

СОЭ для врача считается основным параметром для определения течения заболевания. Также применяется для выявления качества проводимой терапии антибиотиками.

С помощью биохимических анализов можно установить оценку воздействия пагубной деятельности болезни на другие структуры. К примеру, завышенный уровень мочевой кислоты позволяет говорить о сбоях в работе почек. При высоком числе ферментов печени можно говорить о разрушении гепацитов.

Важно понимать, что своевременное обращение к врачу позволяет избежать множественных осложнений. Но при этом является очевидным и необходимым качественно диагностировать болезнь, так как не каждый врач способен установить наличие пневмонии. Поэтому для точного диагноза используются конкретные анализы – именно они позволяют определить воспаление легких и начать обязательное лечение.

Воспаление легких или пневмония — одно из наиболее распространенных острых инфекционно — воспалительных заболеваний человека. Причем, понятие пневмонии не включает различные аллергические и сосудистые заболевания легких, бронхиты, а также нарушения функций легких, спровоцированные химическими или физическими факторами (травмы, химические ожоги).

Особенно часто возникают пневмония у детей, симптомы и признаки которой достоверно определяются только на основании данных рентгена и общего анализа крови. Пневмония среди всей легочной патологии у детей раннего возраста составляет почти 80%. Даже с учетом внедрения прогрессирующих технологий в медицине — открытием антибиотиков, усовершенствованными методами диагностики и лечения — до сих пор это заболевание входит в десятку самых частых причин смерти. По статистическим данным в различных регионах нашей страны заболеваемость пневмонией у детей составляет 0,4- 1,7%.

Когда и почему может возникнуть пневмония у ребенка?

Легкие в организме человека выполняют несколько важнейших функций. Основная функция легких – это газообмен между альвеолами и каппилярами, которые их окутывают. Проще говоря, кислород из воздуха в альвеоле транспортируется в кровь, а из крови углекислый газ попадает в альвеолу. Также они регулируют температуру тела, регулируют свертываемость крови, являются одним из фильтров в организме, способствуют очищению, выводу токсинов, продуктов распада, возникающих при различных травмах, инфекционных воспалительных процессах.

И при возникновении пищевого отравления, ожога, перелома, оперативных вмешательств, при любой серьезной травме или заболевании, происходит общее снижение иммунитета, легким сложнее справляться с нагрузкой по фильтрации токсинов. Вот почему очень часто после перенесенных или на фоне травм или отравлений у ребенка возникает пневмония.

Чаще всего возбудителем заболевания являются болезнетворные бактерии — пневмококки, стрептококки и стафилококки, а также в последнее время регистрируются случаи развития воспаления легких от таких возбудителей, как патогенные грибы, легионелла (обычно после пребывания в аэропортах с искусственной вентиляцией), микоплазма, хламидии, которые не редко бывают смешанными, ассоциированными.

Пневмония у ребенка, как самостоятельное заболевание, которое возникает после серьезного, сильного, длительного переохлаждения, бывает крайне редко, поскольку родители стараются не допускать таких ситуаций. Как правило, у большинства детей воспаление легких возникает не как первичное заболевание, а как осложнение после ОРВИ или гриппа, реже других болезней. Почему это происходит?

Многие из нас полагают, что острые вирусные респираторные заболевания в последние десятилетия стали более агрессивными, опасными своими осложнениями. Возможно, это связано с тем, что и вирусы, и инфекции стали более устойчивыми к антибиотикам и противовирусным препаратам, поэтому так тяжело протекают они у детей и вызывают осложнения.

Одним из факторов повышения заболеваемости пневмонией у детей в последние годы стало общее слабое здоровье у подрастающего поколения — сколько детей на сегодняшний день рождается с врожденными патологиями, пороками развития, поражениями ЦНС. Особенно тяжелое течение пневмонии бывает у недоношенных или новорожденных малышей, когда заболевание развивается на фоне внутриутробной инфекции при недостаточно сформированной, не зрелой дыхательной системе.

При врожденных пневмониях не редко возбудителями являются вирус простого герпеса, цитомегаловирус, микоплазмы, а при инфицировании при родах — хламидии, стрептококки группы В, условно патогенные грибы, кишечная палочка, клебсиеллы, анаэробная флора, при заражении госпитальными инфекциями, пневмония начинается на 6 день или через 2 недели после рождения.

Естественно, что пневмония чаще всего бывает в холодное время, когда и так организм подвергается сезонной перестройке с тепла на холод и наоборот, возникают перегрузки для иммунитета, в это время ощущается недостаток естественных витаминов в продуктах, перепады температур, сырая, морозная, ветреная погода способствуют переохлаждению детей и их инфицированию.

К тому же, если ребенок страдает какими-либо хроническими заболеваниями — тонзиллитом, аденоиды у детей, синуситом, дистрофией, рахитом (см. рахит у грудничка), сердечно- сосудистым заболеванием, любые тяжелые хронические патологии, такие как врожденные поражения центральной нервной системы, пороки развития, иммунодефицитные состояния — значительно повышают риск развития пневмонии, отягощают ее течение.

Тяжесть заболевания зависят от:

  • Обширности процесса (очаговая, очагово-сливная, сегментраная, долевая, интерстициальная пневмония).
  • Возраста ребенка, чем младше малыш, тем уже и тоньше дыхательные пути, тем менее интенсивный газообмен в организме ребенка и тяжелее течение пневмонии.
  • Места, где и по какой причине возникла пневмония:
    — внебольничная : чаще всего имеют более легкое течение
    — госпитальная : более тяжелое, поскольку воз.можно заражение бактериями, устойчивым к антибиотикам
    — аспирационная : при попадании в дыхательные пути инородных предметов, смеси или молока.
  • Важнейшую роль при этом играет общее состояния здоровья ребенка, то есть его иммунитет.

Неправильное лечение гриппа и ОРВИ может привести к пневмонии у ребенка

Когда ребенок заболел обычной простудой, ОРВИ, гриппом — воспалительный процесс локализуется только в носоглотке, трахее и гортани. При слабом иммунном ответе, а также если, возбудитель весьма активный и агрессивный, а лечение у ребенка проводится неправильно, процесс размножения бактерий опускается с верхних дыхательных путей на бронхи, тогда может возникнуть бронхит. Далее, воспаление может затрагивать и легочные ткани, вызывая пневмонию.

Что происходит в организме ребенка при вирусном заболевании? У большинства взрослых и детей в носоглотке всегда присутствуют различные условно-патогенные микроорганизмы — стрептококки, стафилококки, не причиняя вреда для здоровья, поскольку местный иммунитет сдерживает их рост.

Однако, любое острое респираторное заболевание приводит к активному их размножению и при правильном действии родителей во время болезни ребенка, иммунитет не допускает их интенсивного роста.

Что не следует предпринимать во время ОРВИ у ребенка, чтобы не возникли осложнения:

  • Нельзя использовать противокашлевые средства. Кашель — это естественный рефлекс, помогающий организму очистить трахею, бронхи и легкие от слизи, бактерий, токсинов. Если для лечения ребенка, с целью снижения интенсивности сухого кашля, использовать противокашлевые средства, влияющие на кашлевой центр в головном мозге, такие как Стоптусин, Бронхолитин, Либексин, Пакселадин, то может произойти скопление мокроты и бактерий в нижних дыхательных путях, что в конечном счете приводит к воспалению легких.
  • Нельзя проводить никакой профилактической терапии антибиотиками при простуде, при вирусной инфекции (см. антибиотики при простуде). Против вируса антибиотики бессильны, а с условно-патогенными бактериями должен справиться иммунитет, и только при возникновении осложнений по назначению врача показано их использование.
  • То же касается использования различных назальных сосудосуживающих средств, их применение способствует более скорому проникновению вируса в нижние дыхательные пути, поэтому Галазолин, Нафтизин, Санорин использовать при вирусной инфекции не безопасно.
  • Обильное питье — одним из самых эффективных методов снятия интоксикации, разжижения мокроты и быстрого очищения дыхательных путей служит обильное питье, даже если ребенок отказывается пить, родителям стоит быть весьма настойчивыми. Если не настаивать на том, чтобы ребенок выпивал достаточно большого количества жидкости, к тому же в комнате будет сухой воздух — это будет способствовать высушиванию слизистой, что может привести к более длительному течению заболевания или осложнению — бронхиту или пневмонии.
  • Постоянное проветривание, отсутствие ковров и ковровых покрытий, ежедневная влажная уборка комнаты, в которой находится ребенок, увлажнение и очищение воздуха с помощью увлажнителя и воздухоочистителя помогут быстрее справиться с вирусом и не дать развиться пневмонии. Поскольку чистый, прохладный, влажный воздух способствует разжижению мокроты, быстрому выведению токсинов с потом, кашлем, влажным дыханием, что позволяет быстрее поправится ребенку.

Острый бронхит и бронхиолит — отличия от пневмонии

При ОРВИ обычно следующие симптомы:

  • Высокая температура в первые 2-3 дня заболевания (см. жаропонижающие средства для детей)
  • Головная боль, озноб, интоксикация, слабость
  • Катар верхних дыхательных путей, насморк, кашель, чиханье, боль в горле (бывает не всегда).

При остром бронхите на фоне орви, могут быть следующие симптомы:

  • Незначительное повышение температуры тела, обычно до 38С.
  • Сначала кашель сухой, затем он становиться влажным, одышки нет, в отличие от воспаления легких.
  • Дыхание становится жестким, с обеих сторон возникают разнокалиберные рассеянные хрипы, которые изменяются или исчезают после кашля.
  • На рентгенограмме определяется усиление легочного рисунка, структурность корней легких снижается.
  • Локальные изменения в легких отсутствуют.

Бронхиолит бывает чаще всего у детей до года:

  • Отличие бронхиолита от пневмонии можно определить только при рентгенологическом обследовании, на основании отсутствия локальных изменений в легких. По клинической картине острые симптомы интоксикации и нарастание дыхательной недостаточности, появление одышки — очень напоминают пневмонию.
  • При бронхиолите дыхание у ребенка ослаблено, одышка с участием вспомогательной мускулатуры, носогубный треугольник становиться синеватого оттенка, возможен общий цианоз, выраженная легочно-сердечная недостаточность. При прослушивании определяется коробочный звук, масса рассеянных мелкопузырчатых хрипов.

Признаки пневмонии у ребенка

При высокой активности возбудителя инфекции, или при слабом иммунном ответе организма на него, когда даже самые эффективные профилактические лечебные мероприятия не купируют воспалительный процесс и состояние ребенка ухудшается, родители могут по некоторым симптомам догадаться, что ребенок нуждается в более серьезном лечении и срочном осмотре врача. При этом, ни в коем случае не стоит начинать лечение каким-либо народным методом. Если это действительно пневмония, это не только не поможет, но может ухудшиться состояние и будет упущено время для адекватного обследования и лечения.

Симптомы пневмонии у ребенка 2 — 3 лет и старше

Как определить внимательным родителям при простудном или вирусном заболевании, что стоит срочно вызвать врача и заподозрить пневмонию у ребенка? Симптомы, которые требуют проведения рентгенологической диагностики:

Симптомы пневмонии у грудных детей, ребенка до года

Начало заболевания мама может заметить по изменению поведения малыша. Если ребенок постоянно хочет спать, становиться вялым, апатичным или наоборот, много капризничает, плачет, отказывается от еды, при этом может незначительно повышаться температура — маме следует срочно обратиться к педиатру.

Температура тела

На первом году жизни пневмония у ребенка, симптомом которой принято считать высокую, не сбиваемую температуру, отличается тем, что в этом возрасте она бывает не высокой, не достигает 37,5 или даже 37,1-37,3. При этом температура не является показателем тяжести состояния.

Первые симптомы пневмонии у грудного ребенка

Это беспричинное беспокойство, вялость, снижение аппетита, малыш отказывается от груди, сон становится беспокойным, коротким, появляется жидкий стул, может быть рвота или срыгивания, насморк и приступообразный кашель, усиливающийся во время плача или кормления ребенка.

Дыхание ребенка

Боль в грудной клетке при дыхании и кашле.
Мокрота — при влажном кашле выделяется гнойная или слизисто-гнойная мокрота (желтого или зеленого цвета).
Одышка или увеличение числа дыхательных движений у маленьких детей — яркий признак пневмонии у ребенка. Одышка у грудничков может сопровождаться киванием головы в такт дыхания, а также малыш раздувает щеки и вытягивает губы, иногда появляются пенистые выделения изо рта и носа. Симптомом воспаления легких считается превышение нормы количества вдохов в минуту:

  • У детей до 2 месяцев — норма до 50 вдохов в минуту, свыше 60 считается высокой частотой.
  • У детей после 2 месяцев до года норма 25 -40 вдохов, если 50 и более, то это превышение нормы.
  • У детишек старше одного года количество вдохов более 40 считается одышкой.

Изменяется рельеф кожи при дыхании . Внимательные родители также могут заметить втяжение кожи при дыхании, чаще с одной стороны больного легкого. Чтобы это заметить, следует раздеть малыша и понаблюдать за кожей между ребрами, она втягивается при дыхании.

При обширных поражениях может быть отставание одной стороны легкого при глубоком дыхании. Иногда можно заметить периодические остановки дыхания, нарушение ритма, глубины, частоты дыхания и стремление ребенка лежать на одном боку.

Цианоз носогубного треугольника

Это важнейший симптом пневмонии, когда появляется посинение кожи между губами и носиком малыша. Особенно этот признак ярко выражен, когда ребенок сосет грудь. При сильной дыхательной недостаточности небольшое посинение может быть не только на лице, но и на теле.

Хламидийная, микоплазменная пневмония у ребенка

Среди пневмоний, возбудителями которых являются не банальные бактерии, а различные атипичные представители выделяют микоплазменную и хламидийную пневмонию. У детей симптомы таких воспалений легких несколько отличаются от протекания обычной пневмонии. Иногда они характеризуются скрытым вялотекущим течением. Признаки атипичной пневмонии у ребенка могут быть следующими:

  • Начало заболевания характеризуется резким подъемом температуры тела до 39,5С, затем формируется стойкая субфебрильная температура -37,2-37,5 или даже происходит нормализация температуры.
  • Также возможно начало заболевания с обычных признаков ОРВИ — чиханье, першение в горле, сильный насморк.
  • Упорный сухой изнуряющий кашель, одышка же может быть не постоянной. Такой кашель обычно бывает при остром бронхите, а не пневмонии, что усложняет установление диагноза.
  • При прослушивании врачу чаще всего представляются скудные данные: редкие разнокалиберные хрипы, легочный перкуторный звук. Поэтому по характеру хрипов врачу тяжело определить атипичную пневмонию, поскольку нет традиционных признаков, что значительно усложняет диагностику.
  • В анализ крови при атипичной пневмонии может не быть значительных изменений. Но обычно отмечается увеличенная СОЭ, нейтрофильный лейкоцитоз, сочетание с анемией, лейкопенией, эозинофилией.
  • На рентгене грудной клетки выявляется выраженное усиление легочного рисунка, неоднородная очаговая инфильтрация легочных полей.
  • И хламидии, и микоплазмы имеют особенность длительно существовать в эпителиальных клетках бронхов и легких, поэтому чаще всего пневмония носит затяжной рецидивирующий характер.
  • Лечение атипичной пневмонии у ребенка осуществляется макролидами (азитромицин, джозамицин, кларитромицин), поскольку возбудители к ним наиболее чувствительность (к тетрациклинам и фторхинолонам тоже, но они детям противопоказаны).

Показания к госпитализации

Решение о том, где производить лечение ребенка с пневмонией — в стационаре или дома, принимает врач, при этом он учитывает несколько факторов:

  • Тяжесть состояния и наличие осложнений — дыхательной недостаточности, плеврита, острые нарушения сознания, сердечная недостаточность, падения АД, абсцесс легкого, эмпиема плевры, инфекционно-токсический шок, сепсис.
  • Поражение нескольких долей легкого. Лечение очаговой пневмонии у ребенка в домашних условиях вполне возможно, но при крупозной пневмонии лечение лучше производить в условиях стационара.
  • Социальные показания – плохие бытовые условия, невозможность выполнения ухода и предписаний врача.
  • Возраст ребенка — если заболел грудной ребенок, это является основанием для госпитализации, поскольку пневмония у грудничка представляет серьезную угрозу для жизни. Если развилась пневмония у ребенка до 3 лет, лечение зависит от тяжести состояния и чаще всего врачи настаивают на госпитализации. Детям постарше возможно проводить лечение дома при условии, что пневмония не тяжелого характера.
  • Общее состояние здоровья — при наличии хронических заболеваний, ослабленном общем здоровье ребенка, вне зависимости от возраста, врач может настаивать на госпитализации.

Лечение пневмонии у ребенка

Как лечить пневмонию у детей? Основу терапии воспаления легких составляют антибиотики. Во времена, когда в арсенале врачей не было антибиотиков при бронхите и воспалении легких, очень частой причиной смерти взрослых и детей была пневмония, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от их применения, никакие народные средства при воспалении легких не эффективны. От родителей требуется четко выполнять все рекомендации врача, осуществление правильного ухода за ребенком, соблюдение питьевого режима, питания:

  • Прием антибиотиков обязательно следует осуществлять строго по времени, если назначен прием препарата 2 раза в день, это значит, что между приемами следует перерыв в 12 часов, если 3 раза в день, то перерыв 8 часов (см. 11 правил как правильно принимать антибиотики). Назначаются антибиотики — пенициллины, цефалоспорины 7 дней, макролиды (азитромицин, джозамицин, кларитромицин) — 5 дней. Эффективность препарата оценивается в течение 72 часов — улучшение аппетита, снижение температуры, одышки.
  • Жаропонижающие средства применяются если температура выше 39С, у грудных детей выше 38С. Сначала лечения антибиотиками жаропонижающие не назначаются, поскольку затрудняется оценка эффективности терапии. Следует помнить, что во время высокой температуры в организме вырабатывается максимальное количество антител против возбудителя болезни, поэтому если ребенок может переносить температуру 38С, лучше ее не сбивать. Так организм быстрее справиться с микробом, вызвавшем воспаление легких у малыша. Если у ребенка был хоть один эпизод фебрильных судорог, температуру следует сбивать уже при 37,5С.
  • Питание ребенка при пневмонии — отсутствие аппетита у детей во время болезни считается естественным и отказ ребенка от приема пищи объясняется повышенной нагрузкой на печень при борьбе с инфекцией, поэтому насильно кормить ребенка нельзя. По-возможности следует готовить для больного легкую пищу, исключить любые готовые химизированные продукты, жареные и жирные, стараться кормить ребенка простой, легкоусвояемой пищей — каши, супчики на слабом бульоне, паровые котлеты из нежирного мяса, отварной картофель, различные овощи, фрукты.
  • Оральная гидратация — в воду, натуральные свежевыжатые разбавленные соки — морковный, яблочный, слабозаваренный чай с малиной, настой шиповника добавляется водно-электролитные растворы (Регидрон и пр).
  • Проветривание, ежедневная влажная уборка , использование увлажнителей воздуха — облегчают состояние малыша, а любовь и забота родителей творит чудеса.
  • Никакие общеукрепляющие (синтетические витамины), антигистаминные, иммуномодулирующие средства не применяются, поскольку часто приводят к побочным эффектам и не улучшают течение и исход пневмонии.

Прием антибиотиков при пневмонии у ребенка (неосложненная) обычно не превышает 7 дней (макролиды 5 дней), и если соблюдать постельный режим, выполнять все рекомендации врача, при отсутствии осложнений, ребенок быстро выздоравливает, но в течение месяца еще будут наблюдаться остаточные явления в виде кашля, незначительной слабости. При атипичной пневмонии лечение может затянуться.

При лечении антибиотиками в организме нарушается микрофлора кишечника, поэтому врач назначает пробиотики — РиоФлора Иммуно, Аципол, Бифиформ, Бифидумбактерин, Нормобакт, Лактобактерин (см. Аналоги Линекса — список всех препаратов пробиотиков). Для вывода токсинов после окончания терапии врач может назначить сорбенты, такие как Полисорб, Энтеросгель, Фильтрум.

При эффективности лечения на общий режим и прогулки можно переводить ребенка с 6-10-го дня болезни, закаливание возобновлять через 2-3 недели. При нетяжелом течении пневмонии большие физические нагрузки (спорт) разрешены спустя 6 недель, при осложненной спустя 12 недель.

Бронхит у детей – неспецифическое воспаление нижних отделов дыхательных путей, протекающее с поражением бронхов различного калибра. Бронхит у детей проявляется кашлем (сухим или с мокротой различного характера), повышением температуры тела, болью за грудиной, бронхиальной обструкцией, хрипами. Бронхит у детей диагностируется на основании аускультативной картины, данных рентгенографии легких, общего анализа крови, исследования мокроты, ФВД, бронхоскопии, бронхографии. Фармакотерапия бронхита у детей проводится антибактериальными препаратами, муколитиками, противокашлевыми средствами; физиотерапевтическое лечение включает ингаляции, УФО, электрофорез, баночный и вибрационный массаж, ЛФК.

Бронхит у детей

Бронхит у детей — воспаление слизистой бронхиального дерева различной этиологии. На каждую 1000 детей ежегодно приходится 100-200 случаев заболевания бронхитом. Острый бронхит составляет 50% всех поражений респираторного тракта у детей раннего возраста. Особенно часто заболевание развивается у детей первых 3-х лет жизни; наиболее тяжело протекает у грудных детей. Ввиду разнообразия причинно значимых факторов, бронхит у детей является предметом изучения педиатрии, детской пульмонологии и аллергологии-иммунологии.

Причины бронхита у детей

В большинстве случаев бронхит у ребенка развивается вслед за перенесенными вирусными заболеваниями — гриппом, парагриппом, риновирусной, аденовирусной, респираторно-синцитиальной инфекцией. Несколько реже бронхит у детей вызывается бактериальными возбудителями (стрептококком, пневмококком, гемофильной палочкой, моракселлой, синегнойной и кишечной палочками, клебсиеллой), грибками из рода аспергилл и кандида, внутриклеточной инфекцией (хламидией, микоплазмой, цитомегаловирусом). Бронхит у детей нередко сопровождает течение кори, дифтерии, коклюша.

Бронхит аллергической этиологии встречается у детей, сенсибилизированных ингаляционными аллергенами, поступающими в бронхиальное дерево с вдыхаемым воздухом: домашней пылью, средствами бытовой химии, пыльцой растений и др. В ряде случаев бронхит у детей связан с раздражением слизистой бронхов химическими или физическими факторами: загрязненным воздухом, табачным дымом, парами бензина и др.

Предрасположенность к бронхиту имеется у детей с отягощенным перинатальным фоном (родовыми травмами, недоношенностью, гипотрофией и др.), аномалиями конституции (лимфатико-гипопластическим и экссудативно-катаральным диатезом), врожденными пороками органов дыхания, частыми респираторными заболеваниями (ринитом, ларингитом, фарингитом, трахеитом), нарушением носо­вого дыхания (аденоидами, искривлением носовой перегородки), хронической гнойной инфекцией (синуситами, хроническим тонзиллитом).

В эпидемиологическом плане наибольшее значение имеют холодное время года (преимущественно осенне-зимний период), сезонные вспышки ОРВИ и гриппа, пребывание детей в детских коллективах, неблагоприятные социально-бытовые условия.

Патогенез бронхита у детей

Специфика развития бронхита у детей неразрывно связана с анатомо-физиологическими особенностями дыхательных путей в детском возрасте: обильным кровоснабжением слизистой, рыхлостью подслизистых структур. Данные особенности способствуют быстрому распространению экссудативно-пролиферативной реакции из верхних дыхательных путей в глубину дыхательного тракта.

Вирусные и бактериальные токсины подавляют двигательную активность реснитчатого эпителия. В результате инфильтрации и отека слизистой, а также повышенной секреции вязкой слизи «мерцание» ресничек еще более замедляется — тем самым выключается основной механизм самоочищения бронхов. Это приводит к резкому снижению дренажной функции бронхов и затруднению оттока мокроты из нижних отделов респираторного тракта. На таком фоне создаются условия для дальнейшего размножения и распространения инфекции, обтурации секретом бронхов более мелкого калибра.

Таким образом, особенностями бронхита у детей служат значительная протяженность и глубина поражения бронхиальной стенки, выраженность воспалительной реакции.

Классификация бронхита у детей

По происхождению различают первичный и вторичный бронхит у детей. Первичный бронхит изначально начинается в бронхах и затрагивается только бронхиальное дерево. Вторичный бронхит у детей является продолжением или осложнением другой патологии респираторного тракта.

Течение бронхита у детей может быть острым, хроническим и рецидивирующим. С учетом протяженности воспаления выделяют ограниченный бронхит (воспаление бронхов в пределах одного сегмента или доли легкого), распространенный бронхит (воспаление бронхов двух и более долей) и диффузный бронхит у детей (двустороннее воспаление бронхов).

В зависимости от характера воспалительной реакции бронхит у детей может носить катаральный, гнойный, фибринозный, геморрагический, язвенный, некротический и смешанный характер. У детей чаще встречается катаральный, катарально-гнойный и гнойный бронхит. Особое место среди поражений дыхательных путей занимает бронхиолит у детей (в т. ч. облитерирующий) — двустороннее воспаление терминальных отделов бронхиального дерева.

По этиологии различают вирусные, бактериальные, вирусно-бактериальные, грибковые, ирритационные и аллергические бронхиты у детей. По наличию обструктивного компоненты выделяют необструктивные и обструктивные бронхиты у детей.

Симптомы бронхита у детей

Развитию острого бронхита у детей в большинстве случаев предшествуют признаки вирусной инфекции: саднение в горле, подкашливание, охриплость голоса, насморк, явления конъюнктивита. Вскоре возникает кашель: навязчивый и сухой в начале заболевания, к 5-7 дню он становится более мягким, влажным и продуктивным с отделением слизистой или слизисто-гнойной мокроты. При остром бронхите у ребенка отмечается повышение температуры тела до 38—38,5°С, (длительностью от 2-3 до 8-10 дней в зависимости от этиологии), потливость, недомогание, боль в грудной клетке при кашле, у детей раннего возраста – одышка. Течение острого бронхита у детей обычно благоприятное; заболевание заканчивается выздоровлением в среднем через 10-14 дней. В ряде случаев острый бронхит у детей может осложниться бронхопневмонией. При рецидивирующем бронхите у детей обострения случаются 3-4 раз в год.

Острый бронхиолит развивается преимущественно у детей первого года жизни. Течение бронхиолита характеризуется лихорадкой, тяжелым общим состоянием ребенка, интоксикацией, выраженными признаками дыхательной недостаточности (тахипноэ, экспираторной одышкой, цианозом носогубного треугольника, акроцианозом). Осложнениями бронхиолита у детей могут явиться апноэ и асфиксия.

Обструктивный бронхит у детей обычно манифестирует на 2-3-м году жизни. Ведущий признаком заболевания служит бронхиальная обструкция, которая выражается приступообразным кашлем, шумным свистящим дыханием, удлиненным выдохом, дистанционными хрипами. Температура тела может быть нормальной или субфебрильной. Общее состояние детей обычно остается удовлетворительным. Тахипноэ, одышка, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры выражены меньше, чем при бронхиолите. Тяжелый обструктивный бронхит у детей может привести к дыхательной недостаточности и развитию острого легочного сердца.

Аллергический бронхит у детей обычно имеет рецидивирующее течение. В периоды обострений отмечается потливость, слабость, кашель с отделением слизистой мокроты. Температура тела остается нормальной. Аллергический бронхит у детей довольно часто сочетается с аллергическим конъюнктивитом, ринитом, атопическим дерматитом и может перейти в астматический бронхит или бронхиальную астму.

Хронический бронхит у детей характеризуется обострениями воспалительного процесса 2-3 раза в год, возникающими последовательно на протяжении как минимум двух лет подряд. Кашель является наиболее постоянным признаком хронического бронхита у детей: в период ремиссии он сухой, во время обострений – влажный. Мокрота откашливается с трудом и в небольших количествах; имеет слизисто-гнойный или гнойный характер. Отмечается невысокая и непостоянная лихорадка. Хронический гнойно-воспалительный процесс в бронхах может сопровождаться развитием деформирующего бронхита и бронхоэктазов у детей.

Диагностика бронхита у детей

Первичная диагностика бронхита у детей проводится педиатром, уточняющая – детским пульмонологом и детским аллергологом-иммунологом. При установлении формы бронхита у детей учитываются клинические данные (характер кашля и мокроты, частота и длительность обострений, особенности течения и т. д.), аускультативные данные, результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Аускультативная картина при бронхите у детей характеризуется рассеянными сухими (при обструкции бронхов – свистящими) и влажными разнокалиберными хрипами,

В общем анализе крови на высоте остроты воспалительного процесса обнаруживается нейтрофильный лейкоцитоз, лимфоцитоз, увеличение СОЭ. Для аллергического бронхита у детей характерна эозинофилия. Исследование газового состава крови показано при бронхиолите для определения степени гипоксемии. Особое значение в диагностике бронхита у детей имеет анализ мокроты: микроскопическое исследование, бакпосев мокроты, исследование на КУБ, ПЦР-анализ. При невозможности самостоятельного откашливания ребенком секрета бронхов проводится бронхоскопия с забором мокроты.

Рентгенография легких при бронхите у детей выявляет усиление легочного рисунка, особенно в прикорневых зонах. При проведении ФВД ребенку могут фиксироваться умеренные обструктивные нарушения. В период обострения хронического бронхита у детей при бронхоскопии обнаруживаются явления распространенного катарального или катарально-гнойный эндобронхита. Для исключения бронхоэктатической болезни выполняется бронхография.

Дифференциальная диагностика бронхита у детей также должна проводиться с пневмонией, инородными телами бронхов, бронхиальной астмой, хронической аспирацией пищи, тубинфицированием, муковисцидозом и т.д.

Лечение бронхита у детей

В остром периоде детям с бронхитом показан постельный режим, покой, обильное питье, полноценное витаминизированное питание.

Специфическая терапия назначается с учетом этиологии бронхита у детей: она может включать противовирусные препараты (умифеновира ­гидрохлорид, римантадин и др.), антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, макролиды), противогрибковые средства. Обязательным компонентом лечения бронхита у детей являются муколитики и отхаркивающие препараты, усиливающие разжижение мокроты и стимулирующие активность мерцательного эпителия бронхов (амброксол, бромгексин, мукалтин, грудные сборы). При сухом надсадном, изнуряющем ребенка кашле назначаются противокашлевые препараты (окселадин, преноксдиазин); при бронхообструкции – аэрозольные бронхолитики. Детям с аллергическим бронхитом показаны антигистаминные средства; при бронхиолите проводятся ингаляции бронходилятаторов и кортикостероидных препаратов.

Из методов физиотерапии для лечения бронхита у детей используются лекарственные, масляные и щелочные ингаляции, небулайзерная терапия, УФО, УВЧ и электрофорез на грудную клетку, микроволновая терапия и др. процедуры. В качестве отвлекающей терапии полезны постановка горчичников и банок, баночный массаж. При трудностях отхождения мокроты назначается массаж грудной клетки, вибрационный массаж, постуральный дренаж, санационные бронхоскопии, ЛФК.

Профилактика бронхита у детей

Профилактика бронхита у детей включает предупреждение вирусных инфекций, раннее применение противовирусных препаратов, исключение контакта с аллергическими факторами, оберегание ребенка от переохлаждений, закаливание. Важную роль играет своевременная профилактическая вакцинация детей против гриппа и пневмококковой инфекции.

Дети с рецидивирующими и хроническими бронхитами нуждаются в наблюдении педиатра и детского пульмонолога до стойкого прекращения обострений в течение 2-х лет, проведении противорецидивного лечения в осенне-зимний период. Вакцинопрофилактика противопоказана детям с аллергическим бронхитом; при других формах проводится через месяц после выздоровления.

{SOURCE_HOST}