Дыхательные гимнастика при орз

Пневмония остается одним из тяжелейших заболеваний легких с высоким процентом летальности (15-40%) как среди взрослого населения, так и среди детей до 3 лет.

Помимо медикаментозного лечения воспаления легочной ткани с целью скорейшего выздоровления и дальнейшей полноценной жизни применяется в обязательном порядке лечебная физкультура (ЛФК). Дыхательная гимнастика является важнейшей частью лечебной физкультуры и направлена исключительно на восстановление функции легких.

Не единичны случаи, когда именно гимнастика дыхательной системы имела более выраженный эффект, чем медикаментозная терапия. Но для положительного исхода, каким бы не был грамотным, опытным врач, он всегда прибегает к комплексному лечению пневмонии. Такое лечение состоит из двух обязательных компонентов:

  • Медикаментозная терапия.
  • Дыхательная гимнастика.

При выполнении грамотных рекомендаций специалиста выздоровление наступает быстрее и риск развития осложнений снижается почти до нуля. Но даже если комплекс упражнений будет начат с опозданием, результат не заставит себя ждать и увеличится жизненная емкость легких (ЖЕЛ), что сделает организм выносливее, позволит вернутся к работе и привычным физическим нагрузкам.

Польза дыхательной гимнастики при пневмонии

Во время выполнения комплексных упражнений у больного, имеющего пневмонию в активной фазе или в анамнезе, отмечается:

  • увеличение ЖЕЛ;
  • усиление кровоснабжения легочной ткани и в целом всего организма;
  • улучшение дренажной функции бронхиального древа;
  • усиление лимфооттока от легких и пр.

У больных, вовремя начавших комплексное лечение в составе с упражнениями для дыхания, на 75- 80 % снижается риск развития осложнений, таких как: эмфизема, спаечная болезнь, ателектаз, деформация грудной клетки и т.д.

Противопоказания к выполнению упражнений

Противопоказания к любым упражнениям ЛФК подразделяются на абсолютные и относительные. При абсолютных противопоказаниях выполнение того или иного упражнения недопустимо. Нарушение абсолютных противопоказаний может довести от ухудшения общего состояния или органа до летального исхода. Относительные противопоказания — это те, при которых нежелателен комплекс предложенных упражнений, а если и выполним, то лишь в тех редких случаях, когда польза от выполнения превышает возможное негативное воздействие.

К абсолютным противопоказаниям к выполнению гимнастики относятся:

  1. ухудшение общего состояния и повышение температуры с ознобом;
  2. присутствие или нарастание сердечной недостаточности, особенно не в зависимости от приема медикаментов (Сальбутамол, Вентолин и др.);
  3. усугубление аритмии сердца, наличие острой сердечной недостаточности или прогрессирование хронической сердечной недостаточности;

а также нарушения психики, не позволяющие корректно проводить ЛФК в связи с наличием лихорадки.

Приемы дыхательной гимнастики

Приемы больше показаны людям, имеющим пневмонию в преклонном возрасте. Именно эта группа людей ведет адинамичный образ жизни, дренаж легких снижен, регенерация тканей тоже.

Следует выполнять эти приемы по нарастанию, начиная вначале произносить гласные буквы, выдох должен обязательно быть длиннее вдоха, некоторые согласные произносятся с закрытым ртом. После ряда таких приемов переходят к проговариванию скороговорок, начиная от простых, заканчивая сложными.

Последним и заключительным этапом является надувание воздушных шаров и задувание свеч. Только при положительном эффекте прибегают к этому методу в конце реабилитационного периода.

Начальный этап тренировок

Комплекс дыхательных упражнений вместе с ЛФК:

  • вдох носом, выдох ртом (выдох в 2 раза дольше вдоха);
  • вдох с задержкой дыхания, выдох толчками;
  • выдох с произношением согласных букв;
  • принять горизонтальное положение, при вдохе нажимать ладонями на живот, выдыхать в 2 раза дольше вдоха;
  • лечь на спину с заведенными руками за голову, толкать руками туловище к наклону и делать пружинящие движения;
  • с упора сидя делать повороты в обе стороны и пружинить при этом туловищем;
  • руки на поясе, делать наклоны вправо и влево, при этом наклоны пружинить туловищем;

и ходьба в спокойном состоянии на одном месте.

Дыхательные упражнения по Стрельниковой

Существует гимнастика Стрельниковой, которая позволяет избежать осложнений, способствует скорейшему выздоровлению и возвращению к работе:

  • резкий молниеносный и шумный вдох через нос не более 1 секунды продолжительностью, медленный выдох ртом (стараться чтобы вдох был как можно короче и громче);
  • не надувая щеки вдыхать воздух носом и задерживать дыхание, выдыхать толчкообразными движениями ртом;
  • вдыхать, как обычно носом. Выдыхать ртом со сжатыми губами не менее полуминуты;

затем вдыхать воздух носом, выдыхать толкательными движениями с использованием согласных букв и звуков с ними.

Заключение

Воспаление легких любой этиологии без должного своевременного лечения неизбежно влечет за собой инвалидизацию, а зачастую заканчивается летальным исходом. Существует комплекс мер консервативного лечения, который включает в себя не только антибиотикотерапию, дезинтоксикационную терапию, но и обязательно гимнастику для органов дыхания. Лишь от комплексного подхода, а также от желания пациента на выздоровление зависит эффективность любой терапии.

Болезни группы ХОБЛ, или хронические обструктивные болезни легких – это едва ли не самые распространенные причины смертности и инвалидизации населения. К ним относятся:

Нередко заболевания этой группы протекают остро, агрессивно, состояние пациента резко ухудшается, что сказывается не только на его трудоспособности и самообслуживании в быту, но и на ментальном восприятии болезни.

Зачем нужна дыхательная гимнастика при ХОБЛ?

Дыхательная гимнастика используется при лечении ХОБЛ как метод, сопутствующий медикаментозному лечению. Комплекс дыхательных упражнений не только усиливает эффективность медикаментов за счет улучшения кровообращения, но и решает другие задачи:

  • уменьшает проявления дыхательной недостаточности за счет усиления вентиляции легких;
  • улучшает кровообращения, что является эффективной профилактикой сердечной недостаточности, которая обычно сопутствует ХОБЛ;
  • уменьшает одышку;
  • развивает и укрепляет дыхательную мускулатуру пациента, ослабленную заболеванием;
  • предупреждает скопление плеврального выпота;
  • дает пациенту субъективное ощущение уверенности в собственных силах и выздоровлении за счет нормализации состояния организма в целом.

Кроме того, в некоторых клинических исследованиях отмечено, что дыхательная гимнастика у больных ХОБЛ улучшает мыслительные процессы и другие когнитивные функции за счет усиления кровоснабжения головного мозга.

Дыхательная гимнастика при ХОБЛ иногда применяется даже в постельном режиме больного. Однако для правильного подбора щадящих упражнений необходимо присутствие врача-физиотерапевта или пульмонолога, который обеспечит верную технику выполнения.

ЛФК имеет и некоторые противопоказания, поэтому, прежде чем приступать к выполнению упражнений, следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Дыхательную гимнастику нельзя выполнять тем пациентам, чье заболевание протекает в тяжелой форме, сопряжено с психическими расстройствами, высоким артериальным давлением, или если в легких имеются гнойные образования. В остальных случаях дыхательная гимнастика способствует улучшению состояния и пожилых пациентов. Эта категория больных особенно нуждается в физиотерапии, т.к. ЛФК повышает их адаптацию, самостоятельность в быту и продлевает срок жизни.

Основные принципы дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика, как и все процедуры ЛФК, подразумевает необходимость точности и регулярности выполняемых упражнений, контроля со стороны врача, а также постоянного повышения нагрузок по мере выздоровления пациента. При этом больному, для того, чтобы не терять дыхание во время упражнений, важно соблюдать следующие условия:

  • некоторые упражнения (в частности, комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой) требуют резкого вдоха, но не резких движений телом – выполняйте упражнения уверенно, но плавно;
  • не стесняйтесь отдыхать между подходами – отдышитесь 1-2 минуты, а затем приступайте к следующей серии упражнений;
  • во время отдыха используйте позы для предотвращения одышки (наклоните корпус вперед, прислонитесь к стене) – это сохранит силы и повысит эффективность упражнений;
  • упражнения следует выполнять в хорошо проветриваемой комнате, в теплое время – на веранде для лучшего доступа кислорода;
  • заниматься следует в удобной легкой одежде, не стесняющей живот и грудную клетку.

Кроме того, важным принципом дыхательной гимнастики является ее совмещение с медикаментозной терапией.

ЛФК предназначена для улучшения кровообращения в легких и восстановления легочной ткани, но причину заболевания, будь то бактерии, вирус или спазм бронхов, необходимо корректировать медикаментозно, иначе усиление кровообращения может привести к тому, что болезнь распространится на другие органы (особенно это касается заболеваний бактериальной природы и гнойных образований в легких).

Также важно продолжать занятия дыхательной гимнастикой и после выписки из лечебного учреждения, т.к. люди, пережившие обострение ХОБЛ, являются основной группой риска для респираторных заболеваний различной природы. Кроме того, заболевания ХОБЛ являются хроническими состояниями, поэтому поддерживающая физиотерапия необходима пациенту с этим диагнозом на протяжении всей жизни.

При появлении болезненных и неприятных ощущений у пациента, ему стоит приостановить выполнение комплекса упражнений и отдавать предпочтение тем движениям, которые не вызывают у него такого дискомфорта. Именно поэтому важно, чтобы на первых занятиях, в течение которых идет отработка техники гимнастических упражнений, присутствовал врач, который может оценить состояние пациента и скорректировать комплекс упражнений.

Недавно я прочитала статью, в которой рассказывается о средстве Intoxic для вывода ПАРАЗИТОВ из организма человека. При помощи данного препарата можно НАВСЕГДА избавиться от простудных заболеваний, проблем с органами дыхания, хронической усталости, мигреней, стрессов, постоянной раздражительности, патологий ЖКТ и многих других проблем.

Я не привыкла доверять всякой информации, но решила проверить и заказала упаковку. Изменения я заметила уже через неделю: из меня начали буквально вылетать глисты. Я ощутила прилив сил, я перестала кашлять, меня отпустили постоянные головные боли, а через 2 недели пропали совсем. Я чувствую как мой организм восстанавливается после изнурительного истощения паразитами. Попробуйте и вы, а если кому интересно, то ниже ссылка на статью.

Основные комплексы и методики дыхательной гимнастики

На территории стран СНГ самым популярным комплексом дыхательных упражнений для восстановления функций легких считается гимнастика А.Н. Стрельниковой. Изначально она была создана как методика восстановления способности к пению, т.к. Стрельникова, будучи певицей, в конце 1930-х годов сама потеряла голос и искала возможности вернуться к своей творческой стезе.

Уже в 70-х годах методика была разработана и запатентована, и дальнейшее ее практическое применение продемонстрировало широкие возможности в коррекции нарушений дыхания у пациентов различных возрастных категорий.

Гимнастика Стрельниковой и по сей день остается эффективным методом комплексного лечения не только ХОБЛ, но и других патологических состояний, которые связаны с нарушениями дыхания и кровообращения.

Этот комплекс дыхательных упражнений довольно сильно варьируют в зависимости от состояния больного и целей лечения. Поэтому индивидуальную программу занятий лучше подбирать с лечащим врачом. Технику выполнения упражнений также следует отрабатывать со специалистом во избежание травм и осложнений.

Если дыхательная гимнастика Стрельниковой стремится усилить дыхание пациента, то система упражнений Бутейко, напротив, направлена на ликвидацию гипервентиляции легких, иначе говоря, на развитие поверхностного дыхания. Автор методики придерживается мнения о том, что глубокое дыхание вызывает газовый дисбаланс в организме – количество кислорода остается прежним, а углекислого газа становится меньше.

Дыхательная гимнастика по методу Бутейко

Теория Бутейко находит косвенное подтверждение в том, что жизненный объем легких больных ХОБЛ в среднем в 2-3 раза больше, чем у здорового человека. Однако этот комплекс дыхательных упражнений нашел гораздо меньшее количество поклонников, и не столь распространен для комплексного лечения заболеваний легких.

Дыхательная гимнастика тибетских монахов – еще один известный комплекс дыхательных упражнений, происхождение которого носит почти мистический характер. По легенде, информацию об этих упражнениях распространил географ, некогда излеченный монахами в Тибете от смертельной лихорадки.

К эффекту от этой гимнастики приписывают множество почти невероятных результатов, исцеление от множества болезней и едва ли не достижение вечной молодости. Однако результативность этого метода сомнительна, потому он используется только последователями альтернативной медицины, но не врачами-физиотерапевтами.

Тибетская дыхательная гимнастика представляет собой комплекс из 5 упражнений:

  1. Пациент, в положении стоя, руки прямые, разведены в стороны. Ладонь одной руки при этом смотрит в пол, другой – вверх. Пациент, спокойно дыша, вращается вокруг своей оси по часовой стрелке.
  2. Пациент лежит на спине, руки сложены на затылке. На вдохе ноги поднимаются под прямым углом вверх, на выдохе – опускаются в исходное положение.
  3. Пациент сидит на коленях, руки прижаты к бедрам. На вдохе ягодицы отрываются от голеней, спина прогибается назад, голова запрокидывается. На выдохе – исходное положение.
  4. Пациент сидит на полу с прямыми ногами. Руки уперты в пол. На вдохе ноги сгибаются в коленях, при этом следует на руках подтянуться вверх, оторвав ягодицы от пола. Туловище, таким образом, должно быть вытянуто в одну линию. В таком положении следует удерживаться несколько секунд, после чего расслабиться и перейти в исходное.
  5. Пациент лежит на животе, ладони и пальцы ног уперты в пол, туловище прогнуто назад, голова запрокинута. На вдохе руки и ноги выпрямляются, сгибая туловище под острым углом вперед. Подбородок прижимается к груди. На выдохе – исходное положение.

Эти упражнения сначала повторяют по 3 раза, постепенно увеличивая количество подходов до 21. Каждое упражнение заканчивается «позой ребенка» – упором лежа с прогибом назад.

Кроме того, существуют и другие комплексы дыхательных упражнений (такие, как Ци-Гун и прочие), но в них немалую часть занимает компонент самовнушения и духовной составляющей. Нередко улучшение самочувствия последователей таких движений недобросовестные гуру используют в качестве средства получения прибыли.

В связи с этим пациенту рекомендуется быть осторожным и доверять только тем техникам, которые поддерживаются официальной медициной. Только человек с медицинским образованием способен защитить пациента от осложнений и подобрать верную технику для выполнения.

Фармакодинамика

Лекарственный препарат — средство в руках врача.Читать

Фармакокинетика

Изучает особенности поступления препарата в организм.Читать

Витамины известны нам уже более 100 лет.Читать

Термин массаж пришел к нам из французского языка.Читать

Респираторная гимнастика

Противопоказанием к респираторной гимнастике

является наличие бронхоспазма, то есть ее нельзя делать больным с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.

Напоминаем, что необходимо внимательно следить за соблюдением фаз дыхания. Если продолжительность их не указана, то дышать следует так: вдох (счет про себя) — 1,2, выдох — 3, 4, 5, пауза — 6, 7, 8. Частота дыхания — не более 18 вдохов и выдохов в минуту.

Комплекс упражнений респираторной гимнастики

Исходное положение: стоя

1. Руки вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться (вдох); вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.

2. Туловище немного наклонено вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

3. Одна рука поднята вверх, другая — опущена вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. Быстрая, энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

4. Руки на поясе. Сделать 6-8 круговых движений тазом в каждую сторону. Дыхание произвольное.

5. Руки на поясе. Развести руки в стороны (вдох), «обнять» себя за плечи (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.

6. Руки к плечам. Коленом правой ноги достать локоть правой руки (выдох); затем наоборот. Темп средний. Повторить 6-8 раз.

7. Руки вдоль туловища. Сделать вдох, присесть и обхватить руками колени (выдох). Темп средний. Повторить 6-8 раз.

8. Обхватить кистями грудную клетку в нижней ее части. Нижнегрудное дыхание, 6-8 медленных вдохов и выдохов: вдохнуть, на выдохе слегка сжать грудную клетку руками.

9. В опущенных руках гимнастическая палка, руки шире плеч, держать палку за концы. Сделать вдох. Поднять руки с палкой вверх, затем наклониться вправо и отвести в сторону правую ногу выдох. Повторить в другую сторону. Выполнить 6-8 раз.

10. В руках гимнастическая палка, руки на ширине плеч и вытянуты вперед на уровне плеч. Сделать вдох. Маховым движением прямой правой ноги достать левую кисть (выдох). Повторить 6-8 раз каждой ногой в среднем темпе.

11. Гимнастическая палка за спиной, руки опущены, на ширине плеч. Сделать вдох. Сгибая руки в локтях и слегка прогибаясь в груди, достать палкой лопатки (выдох). Вперед не наклоняться. Повторить в медленном темпе 6-8 раз.

12. Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках гимнастическая палка. Имитировать греблю. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 6-8 «гребков».

13. Положить палку на плечи и держать ее за концы. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание произвольное. В быстром темпе сделать 6-8 поворотов.

14. Руки вытянуты вперед на уровне плеч и расставлены на ширину плеч, в руках палка. Поднять руки вверх (вдох); наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться (выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз.

15. Руки вдоль туловища. Ходьба на месте: 2 шага — вдох, 3 шага — выдох, 2 шага — пауза и т. д. Темп — 90 шагов в минуту.

Исходное положение: сидя

1. Откинувшись на спинку стула и положив руки на колени. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.

2. Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Согнуть руки, поднять кисти к плечам (вдох), «уронить» их расслабленно вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.

3. Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Медленно сгибать и разгибать ноги в голеностопных суставах. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

4. Откинувшись на спинку стула, руки опущены. Развести прямые руки в стороны не выше уровня плеч (вдох); расслабленно опустить их вниз (выдох). Повторить 6-8 раз.

5. Откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Развести врозь и свести вместе носки (пятки на месте). Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

6. Не прислоняясь к спинке стула, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течение 1 минуты.

11. ая школа, 1999. – 334 с.

Алгоритм исследования щитовидной железы.
Обследование: 1. Анамнез: уточнить место рождения, проживания (выявить эндемичные очаги). 2. Жалобы (если есть) изменение голоса, .

Диагностические возможности голографии
Особый интерес для голографической диагностики представляет орган зрения. Глаз является органом, позволяющим получать изображение его внутренних сред обычным освещением извне, так как преломляющие .

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Дыхательная гимнастика – как профилактика ОРЗ.

Насморк, ОРВЗ, ангина, бронхит, пневмония — вот наиболее распространенные простудные заболевания наших детей. Предотвратить возникновение болезней, вылечить их наиболее быстро, эффективно, не допуская перехода в хроническую форму, поможет лечебная гимнастика.

Чем чаще всего болеют наши дети? На этот вопрос ответ почти всегда бывает одинаковым — простудными заболеваниями. Как правило, это насморк, ангина, бронхит, пневмония. Одним словом, почти все болезни органов дыхания.

Любые отклонения в здоровье малыша — это волнение, а иногда и настоящее горе для родителей. У больного ребенка плохой аппетит, нет настроения, он жалуется на недомогание, головную боль. Когда малыш заболевает, то некоторые родители стараются оберегать его от всякой физической нагрузки. Это неверно. Отсутствие движения напротив, вредно для малыша и отрицательно сказывается на его состоянии.

Если ваш малыш заболел, как можно раньше обратитесь к педиатру и, посоветовавшись с ним, начинайте занятия лечебной физкультурой. Огромное значение имеют занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях. Это и понятно. Большую часть времени ребенок проводит дома. В семье он живет, растет и развивается. Чаще всего от нас самих зависят здоровье и благополучие наших детей. Каждому ребёнку необходим умелый уход, занятия гимнастикой, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе и разумное закаливание.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания у детей. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. Занимаясь ЛФК, малыш выздоравливает быстрее. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и ребёнок заболевает реже. Особенно важно использовать ЛФК при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией. Например, определенная форма бронхиальной астмы (астма физического напряжения) лечится исключительно физическими упражнениями.

Причинами многих простудных заболеваний детей в раннем возрасте являются особенности строения органов дыхания и неправильная постановка дыхания. ЛФК помогает улучшить воздухообмен и кровоснабжение легких, установить правильные темп и ритм дыхания.

Начало заболевания дыхательных путей у детей можно определить по основным признакам: насморк, кашель, першение в горле, изменение тембра голоса, чиханье, одышка. Нередко этому сопутствует и повышенная температура. Больной ребенок жалуется на головную боль, быструю утомляемость, раздражительность. Часто у него нарушается осанка. Он плохо успевает в школе, отстает от сверстников в физическом развитии.
Самый частый симптом при заболеваниях органов дыхания — кашель.
Кашель является защитной реакцией организма и стимулирует очищение бронхов. Этого можно достигнуть за счет выполнения дыхательных упражнений.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.

Исходное положение — лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Исходное положение — сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.

Исходное положение — то же. Руки вытянуты над головой. На выдохе ребенок сгибается вперед, доставая руками и лбом до пола, на вдохе распрямляется, возвращаясь в исходное положение.

И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая кисть поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.

6. Упражнение «пловец». И.п. — сидя на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя часть туловища имитирует пловца кролем. Руки поочередно делают «гребки», вдох с поворотом головы на 90%, выдох на три взмаха руками, голова прямо.

7. Ребенок, сидя в той же позе, разводит руки в стороны, сжимает кисти в кулаки, отведя большой палец. При вдохе большой палец поднимается вверх, при медленном выдохе палец постепенно опускается вниз.

8. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

9. Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

10. Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.

При групповой коррекции можно ввести элемент соревнования На заключительном этапе коррекции дыхательные упражнения выполняются стоя.

Выполняя приведенные ниже упражнения, нужно обязательно дышать через рот, так как при форсированном дыхании через нос можно занести патологическое содержимое носоглотки в бронхи и тем самым дать новый толчок развитию болезни. В покое же дышите через нос.

И еще одно правило. Человеку, имеющему эмфизему, бронхит с обильной мокротой, упражнение надо начинать во время паузы между вдохом и выдохом, чтобы не вызвать неудержимый приступ кашля.

Каждому упражнению присвоен буквенный индекс. Знать их надо назубок, чтобы правильно расшифровать комплексы дыхательной гимнастики, приведенные в следующей главе, и без погрешностей выполнять их.

А. и.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, кисти с повернутыми вперед ладонями по возможности до предела отведены назад, пальцы разведены. На счет 1 – движением вперед руки молниеносно скрестить перед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох) (рис. 19), на счет 2 – плавно, медленно вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпятить живот).

Б. и.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. На счет 1 – опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох) (рис. 20), на счет 2–3 – руки плавно развести в стороны и снова скрестить перед грудью, 2–3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжая выдох, на счет 4 – вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

В. и.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет 1 – опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, резкое движение руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох) (рис. 21), на счет 2 – плавно вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Г. и.п. – стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине «лыжни», правая рука впереди (кисть «сжимает лыжную палку»), левая далеко сзади (кисть раскрыта – «лыжная палка на ремне») (рис. 22). На счет 1– плавно присесть, правую руку вниз-назад к бедру (мощный выдох, завершаемый в момент, когда руках находится выше бедра); затем выпрямиться до и.п., левую руку вперед (кисть «сжимает лыжную палку»), правую далеко назад (кисть раскрыта), диафрагмальным вдохом выпятить живот, на счет 2 – то же, но другой рукой.

Д. и.п. – стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки». На счет 1 – опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки amp; вниз-назад до отказа, кисти полураскрыть (мощный громкий выдох) (рис. 23), на счет 2–3 – оставаясь в наклоне, пружинить ногами (натуживаясь, завершить длительный выдох), на счет 4 – вернуться в и.п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Е. и.п. – стоя, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, правая рука вперед-вверх, кисть сжата, как для «гребка», левая рука симметрично сзади, кисть расслаблена. На счет 1–2 – четыре-пять быстрых круговых движений руками, как при плавании кролем на груди (мощный выдох с натуживанием), на счет 3–4 – два медленных круговых движения руками, совершая полный диафрагмальный вдох, выпячивая живот (рис. 24).

Ж. и.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, ладонь повернута вправо и сжата, как для «гребка», левая рука внизу, расслаблена и повернута ладонью назад. На счет 1–3 – три круговых движения руками, как при плавании кролем на спине, выполняя повороты туловищем вслед за «гребущей» рукой (один мощный выдох с натуживанием), на счет 4 – медленно одно круговое движение руками, диафрагмальным вдохом предельно выпячивая живот (рис. 25).

3 . и.п. – стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет – «гребок», как при плавании баттерфляем, затем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, немного согнув ноги и увеличив наклон (мощный выдох); руки через стороны вверх-вперед, кисти расслаблены, вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом (рис. 26).

И. и.п. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх ладонями наружу, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет, опускаясь на стопы, руки назад-в стороны-вниз к бедрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, кисти расслабить, вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом (рис. 27).

К. и.п. – упор лежа, опираясь прямыми руками о пол. На счет 1 – упор присев (одновременно мощный выдох), на счет 2– вернуться в и.п. толчком (диафрагмальный вдох) (рис. 28). Оба движения выполнить за 1 с.

Л (пляска). и.п. – стоя, слегка присев на левой ноге, носок повернут влево, правая нога впереди на пятке, носок повернут вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, отведены в стороны. На счет 1 – подпрыгнуть и присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох), на счет 2 – подпрыгнуть, меняя положение ног – левая впереди на пятке (рис. 29), затем вернуться в и.п., раздувая вдохом живот. Все движения выполнить за 1 с.

М. и.п. – стоя правым боком к опоре на левой ноге, правая нога согнута назад в колене, стопа свободна, правой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счет, поднимаясь на носок опорной ноги, предельно возможный мах правой ногой вперед-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох) и сразу же предельно возможный мах той же ногой вниз-назад до касания стопой ягодицы, опускаясь на стопу левой ноги, выпячивая живот диафрагмальным вдохом (рис. 30). Все движения выполнить за 1 с. То же правой ногой.

ДДл (диафрагмальное дыхание лежа). и.п. – лежа на спине. На счет 1–3 – мощный, длительный, предельной глубины выдох силой мышц брюшного пресса (живот сильно втянуть), на счет 4 – диафрагмальный вдох, предельно выпячивая живот (рис. 31).

Затем глухо, за счет мгновенного сокращения мышц брюшного пресса кашлянуть.

ДДст – то же, но в положении стоя.

ДДс – то же, но в положении сидя.

Диафрагмальное дыхание лежа можно делать и без кашля. Важно почаще упражняться, не давая застаиваться мокроте. Это же правило относится и к диафрагмальному дыханию сидя и стоя.

ДДб (диафрагмальное дыхание при беге). Выполняется во время тренировочных пробежек однократно или сериями из 3–4 выдохов-вдохов, без кашля, чередуя ДДб с естественным дыханием в пределах 30 с. Надо научиться выполнять диафрагмальный выдох на 12–16 шагов – на пределе выдоха силой мышц брюшного пресса удерживать живот втянутым, отводя на диафрагмальный вдох, когда живот выпячивается, как «арбуз», время, за которое совершается 2–6 шагов (рис. 32).

Диафрагмальное дыхание при беге увеличивает длительность выполнения этой физической нагрузки, поскольку не возникают условия для нарушения кровообращения (застоя венозной крови в брюшной полости, который неизбежно возникает у бегунов, пользующихся поверхностным дыханием – отсюда свинцовая тяжесть в ногах и боль в правом подреберье).

Сочетание бега и ходьбы при диафрагмальном дыхании очень важно для полноценного дренажа бронхов.

ДДх (диафрагмальное дыхание при ходьбе). Диафрагмальный выдох совершается, как и при беге. Диафрагмальный вдох производится в момент остановки, в легком наклоне вперед, до предельного выпячивания живота. Затем следует глухой кашель, совершаемый мгновенным сокращением мышц брюшного пресса. При обильной мокроте живот вдохом раздувается еще дважды и каждый раз после вдоха производится глухой кашель. После хорошего откашливаний ходьба продолжается (рис. 33).

«Маятник». и.п. ребенка – обхватив ногами бедра или талию папы (или мамы), руки за головой; родителя – стоя прямо, держа ребенка руками, сцепленными «в замок». На счет 1 – ребенку наклониться назад (диафрагмальный вдох) (рис. 34), на счет 2 – вернуться в и.п. (мощный выдох за плечо папы или мамы).

«Маятник» отлично развивает силу мышц бедра и брюшного пресса, и, как показывает опыт, равнодушных к нему детей нет. Диафрагмальное дыхание при выполнении этого упражнения обязательно, так как оно создает условия для длительной работы (мои 8-летние воспитанники делают 100 и больше этих движений подряд).

«Ходьба» на руках («тачка»). и.п. ребенка (или взрослого) – упор лежа, опираясь прямыми руками о пол; родителя (или партнера) – стоя, поддерживая ребенка за голеностопные суставы. «Ходьба» на руках вперед, упражняясь в диафрагмальном дыхании.

«Ходьба» на руках прекрасно тренирует мышцы, а дети к тому же просто в восторге от этого занятия. Вам остается только напоминать о выполнении диафрагмального дыхания.

Маховые движения – распространенное упражнение легкоатлетов, только они выполняют его при естественном дыхании, все внимание уделяя свободе и амплитуде движения. Вы же, заботясь о правильной технике выполнения махов, не меньше думайте и о хорошем выдохе при махе вперед, равно как и диафрагмальном вдохе при махе назад. Этим упражнением, особенно после кросса или бега трусцой, обеспечивается весьма результативный дренаж бронхов.

Методические замечания . Выполняя упражнение А, необходимо следить за тем, чтобы кисти каждый раз непременно отводились далеко назад, создавая перерастяжение мышц рук. Этим обеспечивается молниеносность хлеста и лопатки (важная рефлексогенная зона) получат нужный по силе удар. А – отличное дренажное упражнение.

При выполнении упражнения Б обращайте внимание на полное разведение рук в стороны, кисти должны быть предельно подняты вверх. Только при таком условии хлест по лопаткам будет достаточно сильным. Как правило, новички в состоянии хлестнуть кистями по лопаткам в наклоне не больше трех раз. Физически окрепнув, они могут сделать этих хлестов вдвое больше. Для многих упражнение Б обеспечивает прекрасный дренаж.

Делая упражнение В, нельзя сгибать ноги в коленях (эта своего рода техника безопасности предупреждает ссадины на пальцах рук от удара о землю). «Рубка» у ряда больных вызывает хорошее откашливание мокроты.

Упражнения от Г до И призваны разнообразить тренировку и являются специальными подготовительными упражнениями перед уроком плавания и бегом на лыжах. Составляя тренировочные планы, в зависимости от обстановки (в зимний сезон, находясь у реки) произвольно заменяйте упражнения от Г до И упражнениями А, Б и В.

При выполнении упражнения К нельзя наклонять голову вниз – это травмоопасно (при движении из упора лежа в упор присев коленями можно разбить лицо). Голова, туловище и ноги должны составлять в упоре лежа прямую линию. В процессе работы плечи постоянно находятся над площадью опоры, то есть над кистями.

Когда будете учить ребенка пляске вприсядку, позаботьтесь о том, чтобы он видел пример, в котором танцор в приседании спину и голову держит прямо. Выдох должен начинаться в самой верхней точке (в подскоке перед приседанием) – этим достигается его предельная глубина.

{SOURCE_HOST}