Консультация профилактика орви в доу

«Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в ДОУ»

Профилактика заболеваемости детей острыми респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях представляет одну из важных проблем здравоохранения. Респираторная инфекция способствует формированию у детей очагов хронического воспаления, развитию аллергических заболеваний, обострению латентных очагов инфекций. Специфическая вакцинопрофилактика острых респираторных вирусных заболеваний не может рассматриваться как вопрос ближайшего будущего ввиду большого числа возбудителей. Тем самым повышается роль комплекса неспецифических мер профилактики и противоэпидемических мероприятий в борьбе с этими болезнями.

  1. Этиология, клиника и течение острых

респираторных вирусных инфекций Этиология

Наиболее распространенными возбудителями острых респираторных заболеваний в детских организованных коллективах являются вирусы гриппа, аденовирусы и вирус парагриппа III типа.

Немаловажную, а порой и значительную роль в этиологии ОРЗ играют короновирусы, микоплазменная инфекция и др.

В период эпидемий, связанных с появлением новых антигенных вариантов вируса гриппа, число заболевших гриппом может достигать максимального уровня. Однако среди заболевших в этот период постоянно выявляются больные смешанной вирусной и вирусно-микоплазменной инфекцией. В межэпидемический период до 1/3 всех клинически выраженных форм заболеваний обусловливаются вирусами гриппа А и В. Аденовирусная инфекция чаще всего вызывается аденовирусами II и VII типов. Заболевания отмечаются во все сезоны года с появлением отдельных внутригрупповых вспышек в весенне-осенние периоды. Заболевания, обусловленные парагриппом I, II, III и IV – В типов, отмечаются в виде спорадических случаев и периодических (чаще в весенние месяцы) групповых вспышек. Наиболее частой причиной возникновения клинически выраженных форм является вирус парагриппа III типа.

Коронаровирусная инфекция выявляется во все сезоны года. Наряду со спорадическими заболеваниями эти вирусы могут обусловить и локальные вспышки, особенно в зимне-весенний период. Микоплазменная инфекция обычно постоянно циркулирует в коллективе; процент детей, имеющих антитела к ней, повышается от 10 (при поступлении) до 40 — 45 (через 2 года). Респираторно-синцитиальна>я вирусная инфекция чаще поражает детей первого года жизни. В коллективах, где грудные дети отсутствуют, этот возбудитель обусловливает лишь около 5% заболеваемости. Следует подчеркнуть, что тесный контакт детей в коллективах, наряду с широкой циркуляцией возбудителей и высокой восприимчивостью к ним детей, нередко приводит к возникновению вспышек острых респираторных заболеваний, как правило, смешанной этиологии.

Клиника и течение

Грипп обычно начинается остро, иногда через несколько часов, чаще через 1-2 дня после заражения. Грипп А характеризуется выраженными явлениями интоксикации, температурной реакцией при легких признаках катара дыхательных путей. Тяжелые формы протекают с поражениями нервной системы (судорожный, менинго-энцефалитическиий синдромы) и частым развитием пневмонии с первых дней заболевания. Для гриппа В, наряду с явлениями общей интоксикации, характерно развитие фарингита, ларинго-трахеита с более частым поражением нижних отделов дыхательного тракта. Аденовирусная инфекция протекает в виде острого катара верхних дыхательных путей, фаринго-конъюнктивальной лихорадки, реже присоединяется поражение бронхов и пневмония. Наряду с острыми формами аденовирусной инфекций, у части детей наблюдаются подострые и затяжные формы в виде назофарингитов и тонзиллитов, сопровождающиеся постоянным выделением вируса, что представляет собой большую опасность с эпидемиологической точки зрения. Парагрипп протекает с умеренно выраженной интоксикацией, непродолжительной температурной реакцией, умеренными катаральными явлениями (ларинго-трахеобронхиты). Осложнения в виде пневмонии наблюдаются редко. Коронаровирусная инфекция протекает обычно при нормальной температуре или при умеренном ее повышении, сопровождается недомоганием, обильными серозными выделениями из носа, охриплостью голоса, болью в горле, покашливанием, явлениями шейного лимфаденита. Микоплазменная инфекция протекает с кашлем, умеренными явлениями катара, лихорадкой и интоксикацией; иногда наблюдается головная боль, рвота, пятнисто-папулезная сыпь. У части детей возникает атипичная пневмония, нередко выявляющаяся только при рентгенологическом обследовании. Инфицирование микоплазмами не всегда сопровождается клинически выраженными формами болезни; они обычно развиваются при присоединении вирусных инфекций. Респираторно-синтициальная вирусная инфекция у детей первых месяцев жизни нередко вызывает обструктивный бронхит и бронхиолит, у более старших детей — протекает в виде острого катара верхних дыхательных путей.

2. Эпидемиология респираторных вирусных инфекций

в детских коллективах

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Заражение детей острыми респираторными вирусными инфекциями происходит в детских учреждениях, в семье ребенка, в общественных местах, особенно в период эпидемических вспышек. Немаловажное значение имеет также заражение на транспорте, что подтверждается более высокой заболеваемостью в детских учреждениях, где большинство детей вынуждено пользоваться городским транспортом, по сравнению с учреждениями, обслуживающими детей своего микрорайона. Распространение острых респираторных вирусных инфекций в значительной степени связано с нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил в детском учреждении. Заболеваемость в группах, размещенных в помещениях недостаточной площади, состоящих из одной комнаты, являющейся одновременно игровой и спальней, в 1,5-2,5 раза выше, чем в группах, соответствующих гигиеническим нормам. Перегрузка групп, скученность, нарушения режима — прежде всего воздушного и температурного — также ведет к повышению заболеваемости. Важную роль в распространении респираторно-вирусных инфекций в детских коллективах играет наличие вирусоносителей у детей с убклиническими формами заболеваний. В различные сезоны года выявляется до 17% детей — носителей аденовирусов, до 18% -носителей микоплазм. В отличие от носителей вируса гриппа, выявление которых в учреждениях невозможно без вирусологического исследования, заподозрить носительство аденовируса можно по ряду клинических признаков: у детей выявляется вяло текущий ринит, гиперемия и отечность задней стенки глотки, гипертрофия миндалин различной степени; затяжное течение аденовирусной инфекций чаще наблюдается у детей с аллергическими проявлениями. Особенностью микоплазменной инфекций является возможность длительного носительства возбудителя реконвалесцентами, особенно детьми с хроническими воспалительными поражениями носоглотки и миндалин, обусловленными, в частности, аденовирусами. Проведение необходимой санации носоглотки таким детям снижает носительство как микоплазм, так и аденовирусов в коллективе. Наряду с вирусоносителями в детском коллективе могут находиться и больные с острыми респираторными заболеваниями, которые часто протекают в такой легкой и клинически почти не выраженной форме, что дети продолжают посещать учреждение. Как правило, в этих случаях заболевание протекает благоприятно, без бронхо-легочных поражений. Такое течение болезни объясняется развитием иммунитета и повышением резистентности у детей, регулярно посещающих детские коллективы, к широкому кругу респираторных вирусов, что подтверждается наличием у них высокого уровня антител к вирусам. Таким образом, пребывание детей с указанными формами заболеваний не представляет серьезной эпидемиологической опасности для данной группы, где постоянно имеются вирусоносители. Однако больные с выраженными проявлениями инфекций должны изолироваться незамедлительно, поскольку именно они наиболее опасны, как источники заболеваний.

С учетом вышеизложенного длительность изоляции заболевших детей должна устанавливаться исходя главным образом из динамики клинических проявлений. Группы с постоянным составом детей (с меньшей текучестью)

имеют, как правило, более низкую заболеваемость, чем группы, состав которых часто обновляется. Заболеваемость респираторно-вирусной инфекцией зависит от срока пребывания ребенка в коллективе. Наиболее часто дети заболевают в первые 3 месяца пребывания в коллективе; в последующие месяцы заболеваемость снижается и к концу года она практически не отличается от показателей заболеваемости всего коллектива.

3. Неспецифическая профилактика острых респираторных

вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях

Учитывая, что наиболее высокая заболеваемость отмечается у вновь поступивших детей в детские учреждения, огромную боль в профилактике респираторных заболеваний играет правильная и своевременная подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения в условиях детской поликлиники. Перед устройством ребенка в коллектив необходимо проводить инструктаж матерей в отношении режима детского учреждения, характера питания, проведения закаливающих процедур, гимнастики, гигиенических требований к одежде и обуви. Это позволяет обеспечить более легкую адаптацию ребенка к условиям коллектива. Особое внимание должно быть уделено детям так называемых «групп риска», которые особенно подвержены заболеваниям (дети, родившиеся от больных матерей и с неблагополучным течением беременности и родов, с неблагополучным течением постнатального периода, часто болеющие, с аномалиями конституции, аллергическими реакциями и др.).

Дети из «групп риска» могут быть направлены в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления. Детям с хроническими очагами воспаления необходимо провести энергичную санацию носоглотки, придаточных пазух носа, миндалин, полости рта. В отношении детей с аллергическими заболеваниями необходимо добиться возможно более полной ликвидации клинических проявлений со стороны кожи, слизист ых оболочек. Желательна консультация аллерголога и получение конкретных рекомендаций по дальнейшему режиму и лечению. В случае острого заболевания ребенок может быть принят в детское дошкольное учреждение не ранее, чем через две недели после выздоровления.

Особого внимания требует организация профилактических прививок. Если известно, что ребенок будет воспитываться в детском учреждении, то профилактические прививки необходимо планировать заранее с тем, чтобы очередную вакцинацию провести не позднее чем за 1 месяц до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Если это сделать не удалось, то вакцинации проводится уже в дошкольном учреждении по окончании периода адаптации (через 1,5-2 месяца после поступления). В подготовке детей к поступлению в детский коллектив необходимо четкое взаимодействие медицинского персонала детского учреждения и поликлиники как для выработки единых требований к воспитанию и охране здоровья детей, так и для проведения всех необходимых мероприятий, обеспечивающих снижение риска респираторной заболеваемости в детском коллективе.

Работа с вновь поступившими детьми в детском учреждении является продолжением мероприятий, начатых до поступления детей в коллектив. Вновь поступившие в учреждение дети нуждаются в создании охранительного режима, индивидуальном подходе с учетом особенностей их развития, сложившихся привычек и др. Рекомендуется к уходу за детьми шире допускать матерей, что помогает воспитателю наладить необходимый режим в этот трудный период. Привыкание детей к режиму детского учреждения облегчается, если их пребывание сокращается на 2-3 часа, прежде всего это относится к детям в возрасте до 1,5-2 лет, у которых адаптация проходит особенно тяжело. Важное значение в профилактике острых респираторных заболеваний имеет строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и создание оптимальных условий для правильного развития и воспитания детей, что может быть достигнуто совместными усилиями администрации, педагогического и медицинского персонала учреждения. Организация работы детского учреждения регламентируется соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР. К ним относятся: «Программа воспитания в детском саду», «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений», методические рекомендации «Организация лечебно-профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях» и др.

В общем комплексе профилактических мероприятий следует выделить вопросы выполнения режима дня, правильную организацию сна и бодрствования, питания, физического воспитания, закаливания.

Воздушный режим является едва ли не важнейшим элементом профилактики респираторных заболеваний. Доказано, что передача респираторно-вирусной инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции. Надо вести неустанную разъяснительную работу с персоналом учреждения и родителями в этом направлении, подчеркивая, что прохладный свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекций, а не вызывает «простуду». Передача инфекций практически прекращается во время прогулок и сна в хорошо проветриваемом прохладном помещении, поэтому максимальное пребывание на свежем воздухе — наиболее действенный путь борьбы с распространением распираторной инфекций.

Правильная организация питания детей, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребенка, обогащение его витаминами, минеральными солями, микроэлементами имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребенка к инфекций.

Особое внимание должно быть уделено борьбе с перекормом детей углеводистой пищей, что играет основную роль в предупреждении паратрофии. Известно, что дети, страдающие паратрофией, более восприимчивы к респираторной вирусной инфекций, которая протекает у них в более тяжелой форме. Количество и качество пищи, получаемое в детском учреждении и дома, должно быть приведено в соответствие с потребностями ребенка. Поэтому детское учреждение должно давать четкие рекомендации родителям в отношении питания детей в домашних условиях. Серьезного отношения требуют также дети с проявлением пищевой аллергии, предрасположенные к заболеваниям вирусной инфекцией и длительному вирусоносительству. Наиболее частыми пищевыми аллергенами являются куриные яйца, куриное мясо, рыба, апельсины, шоколад, какао, мед. Однако и многие другие продукты могут выступать в роли аллергенов. Детям, имеющим аллергию к тому или иному продукту, этот продукт не должен даваться ни в каком виде, а заменяться другим. Так как обычно число детей, страдающих аллергией, невелико, то организация им соответствующего питания не представляет

больших трудностей. Физическое воспитание и закаливание детей также играет большую роль в профилактике острых респираторных заболеваний. Физическое воспитание оказывает благотворное влияние на все функции растущего организма, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; играет большую роль в совершенствовании деятельности центральной нервной системы и развитии моторики ребенка, равномерному и своевременному развитию костно-мышечного аппарата, правильному формированию осанки. В этом и заключается огромное оздоровительное значение физического воспитания.

Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает в себя массаж и гимнастику для детей первого года жизни, физкультурные занятия для детей старше года, утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, элементы спорта для детей дошкольного возраста. Как показывает опыт лучших детских дошкольных учреждений, правильно организованные, систематические занятия физическими упражнениями позволяют добиться значительного снижения заболеваемости детей. Особого внимания требует организация закаливания детей, являющаяся мощным средством профилактики так называемых «простудных» заболеваний.

Система закаливающих воздействий направлена на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма вредным факторам внешней среды, улучшение приспособляемости к резким изменениям температуры, влажности, движению воздуха. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций, основывается на тренировке — систематическом повторении воздействия закаливающих факторов, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по силе и длительности. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет -при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов.

3. Постепенность в увеличении силы воздействия используемого фактора.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей, обеспечение чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание: одностороннее или сквозное). Температура в помещении для детей младших групп должна быть не выше +22°С, средних и старших групп +20°С. Более высокая температура приводит к перегреванию детей.

Детей следует постепенно приучать находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до +16°С и прекращают его за 20-30 минут до возвращения детей. При указанной температуре воздуха одежда детей должна быть

двухслойная: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье, для детей младших групп — колготки, а старших — гольфы. Закаливание воздухом предусматривает проведение воздушных ванн при каждой смене белья, во время утренней гигиенической гимнастики, физкультурных и музыкальных занятий, а также организации прогулок и сна на свежем воздухе.

Дневной сон на открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время температура воздуха на веранде может достигать -10-15°С. При этом поверх мешка детей накрывают одеялом. Матрацы хранятся в теплом помещении и выносятся на веранду непосредственно перед сном. При невозможности организовать сон на воздухе, в комнате, где спят дети, должны быть открыты фрамуги или окна. Температура воздуха в спальне может снижаться до +15 +16°. Прогулки должны проводиться в любую погоду, при необходимости, под навесом. Зимой дети младших групп в безветренную погоду могут гулять при температуре воздуха -15-18°, старшие группы — до -22°. Летом вся жизнь детей, по возможности, должна быть перенесена на открытый воздух. Очень важно правильно одевать детей для прогулки. При температуре воздуха от +6° до -2°С детям одевают четырехслойную одежду (белье, платье, теплую кофту, рейтузы, куртку или демисезонное пальто, шерстяную шапочку, ботинки на утепленной подкладке); при снижении температуры до -3-8°С демисезонное пальто заменяют зимним, на ноги одевают утепленные сапожки; при температуре ниже -9°дополнительно одевают шерстяные носки. Наибольший оздоровительный эффект достигается при сочетании прогулки с физическими упражнениями на открытом воздухе. Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Закаливание водой начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), а затем — общее обтирание и обливание. При этом температура воды постепенно снижается. При местных процедурах — с +30°С через 1-2 дня на 2° до 20-14°. (в зависимости от возраста и сезона года); при общих процедурах — с 35-34°С через 3-4 дня на 2° до 22-18°С. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 30-40 минут после еды. После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обтиранием.

Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах. Купание в открытом водоеме разрешается детям старше 3-х лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25°С. Хорошо закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания — от 3 до 5 — 8 минут. Хорошим средством закаливания является систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4- 5 лет можно приучать полоскать горло утром после сна и вечером перед сном (детям с измененными миндалинами следует на стакан воды добавлять одни грамм поваренной соли и 0,5 грамма питьевой соды). В период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний вся система закаливания сохраняется, но сила воздействующего фактора должна снижаться. В этот период должен быть усилен контроль врача и обеспечен строгий индивидуальный подход к каждому ребенку. Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают прогулку со свето-воздушных ванн в тени деревьев. Для проведения солнечной ванны игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-6 минут и вновь уводят их в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительным, но не более 10 минут одномоментно (40-50минут суммарно). Для целей профилактики респираторных заболеваний с успехом применяют ультрафиолетовое излучение (УФ) различных искусственных источников, некоторые изкоторых воспроизводят спектр близкий солнечному в диапазоне 280-400 нм. Облучение способствует повышению активности физиологических механизмов защиты организма — стимулирует иммунологическую реактивность, процессы термоадаптации, регулирует минеральный обмен и др. Коротковолновая область УФ спектра (короче 280 нм) обладает отчетливым бактерицидным действием. Общие профилактические УФ облучения детей проводят в весенне-зимние сезоны года, в периоды наибольшей вероятности вспышки респираторных заболеваний. В борьбе с распространением острых респираторных заболеваний среди детского коллектива, помимо широкой аэрации, доступа солнечного света, целесообразно проводить облучение помещений коротковолновыми УФ лучами, источниками которых являются бактерицидные лампы различной мощности (30-60 Вт). Обеззараживание воздуха УФ облучением можно проводить как в присутствии детей в помещении (непрямое облучение), так и в отсутствии детей (прямое облучение) с использованием настенных, потолочных или передвижных бактерицидных облучательных установок. При непрямом облучении бактерицидный УФ поток от экранированных облучателей (с 2-3 лампами) направляется в верхнюю зону помещения (потребляемая из сети мощность 0,8-1 Вт/м3). Достаточный бактерицидный эффект достигается только при продолжительном облучении, не менее 5-6 часов в сутки. При прямом облучении (открытыми лампами) потребляемая мощность увеличивается до 2-3 Вт/м3, время облучения может быть уменьшено до 1-2 часов. В отсутствии детей в помещениях для санации

воздуха могут применяться также передвижные бактерицидные облучатели: маячного типа с шестью бактерицидными лампами, стационарный облучатель на штативе с двумя бактерицидными лампами. В детских учреждениях санацию воздуха УФ облучением следует осуществлять не только во время вспышек респираторных заболеваний, но и в периоды, неблагоприятные в эпидемическом отношении.

4. Противоэпидемические мероприятия

Наряду с общими противоэпидемическими мероприятиями, заключающимися в строгом соблюдении санитарного режима, в профилактике острых респираторных инфекций в дошкольных учреждениях большое значение имеет правильная организация работы фильтра. В период подъема острой респираторной вирусной заболеваемости среди населения четкая работа фильтра приобретает особенно важное значение, т.к. дети в первые часы и дни заболевания являются наиболее опасными в эпидемиологическом отношении. В детских учреждениях необходима особая настороженность в плане своевременного выявления остро заболевших детей, которые подлежат немедленному удалению из группы под наблюдение медицинской сестры. Нельзя забывать также, что источником инфицирования детей в детском учреждении могут быть воспитатели и другой персонал, больные острой респираторной инфекцией. Доступ таких лиц в группы и другие места возможного контакта с детьми должен быть закрыт. Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания. У некоторых детей после респираторной вирусной инфекций может длительно держаться субфебриллитет, умеренные катаральные явления. При отсутствии данных, указывающих на активность процесса, они могут быть допущены в дошкольные учреждения по заключению педиатра поликлиники. Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом. Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назо-фарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций. Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп.

Старшая медицинская сестра: Е.В. Югова

«Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».

Для родителей нет хуже испытания, чем детские болезни, поэтому в большинстве семей здоровье детей всегда стоит на первом месте . Простуда – незваный гость, который ежегодно приходит к детям и взрослым. Но детский иммунитет хуже справляется с этим испытанием, и в результате простуды «липнут» к малышу слишком часто. Ребенок может простужаться и заболевать несколько раз в месяц. Вовремя проведенная профилактика простудных заболеваний у детей убережет от болезней и одновременно не позволит простуде превратиться в хроническое заболевание, с которым придется бороться всю жизнь.

Профилактика ОРЗ у детей

Для начала следует учесть, что профилактика ОРВИ у детей–это не только прием витаминов, хотя они тоже необходимы. В первую очередь осмотритесь. Что вы увидели в комнате своего малыша? Если кое-где лежит пыль – немедленно вытрите ее. Вокруг полно мягких игрушек? Их тоже придется убрать, заменив альтернативными. Если вы считаете, что это крайности, то решите для себя, что важнее: здоровый ребенок или больной, но с кучей плюшевых игрушек. Они являются главными пылесборниками, а там, где много пыли, инфекция чувствует себя комфортнее всего

Следующий пункт ваших исследований – воздух в комнате ребенка. Проверьте влажность и температуру воздуха в детской. Чтобы профилактика ОРВИ у детей принесла ощутимые результаты, очень важно поддерживать правильный температурный режим в комнате. Воздух не должен быть горячим и сухим, это вредит не только уже заболевшему малышу, но и резко снижает иммунитет здорового. Если есть возможность, теплее оденьте или укройте ребенка, но почаще открывайте окно в его комнате – свежий и влажный воздух с улицы убивает болезнетворные вирусы и бактерии и не дает пересыхать слизистым оболочкам. Позвольте ребенку дышать свежим и влажным воздухом.

Не забывайте, естественно, о гигиене и режиме дня, без их соблюдения профилактика простуды у детей невозможна.

Как уже упоминалось, ребенку необходимы витамины. Будете вы их покупать или давать в свежем виде – дело ваше. В первую очередь профилактика ОРЗ у детей должна поддерживаться витамином С. Он содержится во многих фруктах и зелени. Кроме того, витамин С можно купить в аптеках в виде таблеток или драже. Помните и о других витаминах и минералах, они также участвуют в работе иммунитета.

Поддержать и усилить защитные силы организма ребенка помогут лекарства группы интерферонов. То есть такие средства, действие которых направлено на усиление иммунитета. В аптеке можно найти интерферон в разных вариантах: капли, мазь, таблетки или свечи. Выберите удобный для вас и вашего малыша способ введения лекарства в организм – важно только, чтобы малышу было комфортно.

Профилактика гриппа у детей состоит из тех же мер предосторожностей, что и профилактика ОРЗ у детей. Хорошим способом защиты организма ребенка от вирусов и бактерий, особенно в период эпидемий гриппа и сезонных простуд, являются эфирные масла. Профилактика простуды у детей при помощи эфирных масел эффективна и безопасна. Распыление эфирных масел в комнате обеззараживает воздух и создает приятный аромат. Кроме того, эфирные масла благотворно влияют и на психологическое состояние Профилактика простуды у детей очень важна и необходима. Здравомыслящие родители должны заранее позаботиться о защите здоровья своих детей. Не забывайте, что профилактика гриппа у детей, наряду с профилактикой простуды, поможет избежать многих осложнений, которыми чреваты эти заболеванияЗдоровый образ жизни – это залог гармоничного развития вашего ребенка.

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей».

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Желание любого родителя — уберечь своего ребенка от всех существующих в мире невзгод и болезней. Профилактика гриппа у детей — это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы сможете защитить здоровье ваших детей от опасного вируса.

Неспецифические меры профилактика гриппа у детей:

1. Основной неспецифической мерой по профилактике гриппа у детей является личная гигиена. Некоторым из них следует обучать этим правилам ребенка с младшего возраста — например, часто мыть руки, особенно перед едой. Напоминайте ребенку, чтобы он не прикасался руками к лицу в публичных местах — на поручнях, столах и других предметах может оставаться слюна больного человека. Ребенку достаточно схватиться за поручень в автобусе, а затем положить палец в рот — как микробам уже «открыт доступ» в его организм.

2. Часто родители боятся «застудить» ребенка, поэтому весь отопительный сезон форточки и окна в доме закрыты и заклеены и помещения не проветриваются. Сухой и теплый воздух прекрасно способствует распространению вируса. Лучше одевать ребенка потеплее, но проветривать комнату, в которой он находится, хотя бы пару раз в день.

3. Если в доме появляется больной человек, его следует изолировать от ребенка, надеть маску, выделить отдельный комплекс посуды.

4. Лучшая профилактика гриппа у детей — это здоровый образ жизни. Регулярный сон, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отсутствие стрессов — все это укрепит сопротивляемость малыша болезням.

Специфическая профилактика гриппа у детей.

1. Вакцинация: прививка от гриппа снижает вероятность заболевания среди детей на 60-90 процентов. Проводить вакцинацию можно от полугода.

2. Иммуномодуляторы: различные иммуно- и биостимуляторы влияют на иммунную систему и усиливают ее защитные свойства. Существует ряд мнений, что активное использование иммуномодулирующих средств может ослабить естественный иммунитет организма. В то же время в качестве поддерживающей терапии рекомендуется применение препаратов на основа эхинацеии, лимонника китайского, леутерококка, радиолы розовой и др. Вопреки распространенному мифу, витамин С не играет никакой роли в профилактике гриппа.

3. Фитонциды. От гриппа может защитить природная дезинфикация — такими свойствами обладают некоторых растения (в основном, хвойные — например, эфирные масла можжевельника, пихты, эвкалипта), а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, лук).

Профилактика гриппа у детей не требует каких-либо тяжелых или очень затратных мероприятий, так как, по сути, включает в себя вакцинацию, соблюдение правил общей гигиены и здоровый образ жизни. А окупается она самым важным, что только может быть — здоровьем ваших детей.

Заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей ежегодно

в 4-5 раз выше, чем среди взрослых. Это объясняется возрастным несовершенством иммунных и анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих защиту детского организма. Пока они не сформированы, ребенок чутко реагирует на вирусы и инфекции. По наблюдениям врачей, дети болеют ОРВИ и гриппом от 6 до 10 раз в год. При этом, у детей от рождения до 5 лет ОРВИ и грипп протекают наиболее тяжело, с риском возникновения осложнений.

Наиболее велик риск заражения простудными заболеваниями у детей, посещающих дошкольные учреждения и школы: в больших коллективах инфекции распространяются очень быстро. Переносчиками ОРВИ и гриппа могут стать и члены семьи. К профилактике гриппа у детей надо подходить очень серьезно.

Профилактика гриппа: как защитить ребенка от вирусов?

Во избежание инфицирования внутри семьи, всем ее членам рекомендуется проводить как специфическую (вакцинация), так и неспецифическую профилактику гриппа и ОРВИ.

· Вакцинация. Раз в год, осенью, всей семье рекомендуется сделать прививку против гриппа. При выборе вакцины врачи будут учитывать возраст прививаемых и противопоказания к применению. Для вакцинации людей с аллергическими реакциями или наличием хронических заболеваний используются специальные методики. Эффективность вакцинации у детей составляет 70-100%.

· Профилактика при помощи лекарственных препаратов. Вакцинация не решает проблемы предупреждения всего разнообразия респираторных вирусных инфекций. Ее можно дополнить и средствами неспецифической профилактики — принимать по профилактической схеме лекарства от простуды и гриппа. Главное требование к таким препаратам — хорошая переносимость и минимальное количество противопоказаний.

· Витаминная профилактика гриппа и у детей, и у взрослых повышает устойчивость организма к инфицированию респираторными вирусами. Детям и взрослым рекомендовано принимать курсы поливитаминов не реже 2 раз в год (например, весной и осенью). Приобретая витаминно-минеральные комплексы убедитесь, что они не вызывают аллергических реакций и рекомендованы НИИ питания РАМН.

Противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и вирусам, помогает соблюдение правил гигиены и активный, рационально организованный образ жизни, а именно:

· Поддержание гигиены кожи и слизистых верхних дыхательных путей (полоскание горла, промывание носа, частое мытье рук с мылом и регулярные водные процедуры)

· Соблюдение гигиены жилища (регулярные проветривания, поддержание температуры в пределах 20-24С и влажности 30-35%)

· Полноценное сбалансированное питание, включающее достаточно овощей и фруктов, а также продуктов, обогащенных бифидобактериями

· Систематическая физическая активность на воздухе или в проветренном помещении

· Оптимальный режим труда и отдыха

Если ребенок заболел:

Не надейтесь на собственные силы — это опасно для здоровья и жизни ребенка. Вызывайте врача — только он может поставить верный диагноз и назначить эффективный курс лечения.

Nav view search

Login Form

План мероприятий по профилактике заболевания гриппом и ОРВИ в МКДОУ «ДС №16»

ПЛАН

мероприятий по профилактике заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в МК ДОУ Детский сад №16

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Работа с сотрудниками ДОУ

Издание приказа «О принятии дополнительных мер по профилактике заболевания гриппом и ОРВИ в ДОУ».

Проведение совещания при заведующем с сотрудниками ДОУ по предупреждению и распространению гриппа и ОРВИ в ДОУ. Порядок действий в случае выявления больных с признаками гриппа и ОРВИ

в период эпидемии гриппа

Организация просветительской работы по профилактике гриппа среди персонала: беседы, распространение памяток, санитарные бюллетени и другое.

в период эпидемии гриппа

Ежедневный контроль за заболеваемостью персонала, отстранение от работы заболевших сотрудников.

в период эпидемии гриппа

Введение масочного режима в ДОУ. Подготовка запаса марлевых повязок, бумажных полотенец, мыла для мытья рук.

на период подъёма гриппа

Вести строгий контроль за выполнением режима проветривания помещений и групп ДОУ

в период эпидемии гриппа

Ежедневно узнавать причину отсутствия детей. Вести прием детей с опросом и термометрией во всех возрастных группах.

в период эпидемии гриппа

Ограничить проведение культурно-массовых мероприятий

в период эпидемии гриппа

заведующий, старший воспитатель

Вести контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд

Ежедневно проводить обработку групп и помещений ДОУ бактерицидной лампой

в период эпидемии гриппа

Ежедневно проводить влажную уборку помещений и групп ДОУ с дезинфицирующими средствами

в период эпидемии гриппа

Строгий контроль за выполнением противоэпидемиологических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий

во время инфекционных заболеваний

Проведение ежедневного мониторинга посещаемости детей с установлением причин их отсутствия

в период эпидемии гриппа

Проведение вакцинации работников.

в осенний период

Работа с воспитанниками

Проводить ежедневный контроль состояния здоровья воспитанников при приеме в группы

в период эпидемии гриппа

Пропаганда ЗОЖ. Профилактика респираторных заболеваний посредством проведения игр, познавательных занятий, бесед, спортивных мероприятий между воспитанниками («Как уберечь себя от гриппа», «Я прививок не боюсь», «Будь здоров», «Мой режим дня» и т.д.)

в период эпидемии гриппа

воспитатели, инструктор по физической культуре

Папка Передвижка Профилактика Гриппа И Орви В Доу Распечатать

Перспективный план работы с родителями — Для воспитателей детских садов Ольга Бобкова Перспективный план работы с родителями. Сентябрь «Детский сад. Осень» «Наш детский сад» 1 неделя 1. Совместная подготовка к учебному году. Педагогические беседы с родителями «Беседы на волнующие темы для родителей» 3. Фотовыставка «Моё радужное лето» 4. Анкетирование «Изучение потребностей родителей» Моя группа 2 неделя 1.

Организационное родительское собрание. План работы на новый учебный год. Консультация «Возрастные особенности детей 3 — 4 лет» 3. Памятка «Кризис 3 лет и его особенности» 4.

Управление ДОУ. Физкультура. Разное. Главные вкладки. Материал на тему: Папка-передвижка ‘Грипп и ОРВИ’. Информация для родителей ‘Профилактика гриппа и ОРВИ’.. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №92 Приказ об организации мероприятий по профилактике гриппа и орви 2016. *. О внесении Папка передвижка по подготовке к школе. Примеры оформления ДОУ. Челябинский дошкольный » Графика, оформление » Папка передвижка — Профилактика гриппа и ОРВИ у детей..

Консультация «Всё о развитии детской речи». Памятка для родителей «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста». Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?

Профилактика ОРВИ в ДОУ заключается в следующих мероприятиях. Вывод: профилактика ОРВИ у детей значительно снижает риск заболевания гриппом и ОРВИ и повышает шансы на благоприятный исход.. Вы находитесь тут: Главная » Оформление ДОУ » Папки передвижки » Папка передвижка — Профилактика гриппа и ОРВИ у детей.

Папка передвижка для всех – ОРВИ у ребёнка дома и в детском саду. Папка передвижка для детей и родителей – Витамины для детей. Профилактика ОРВИ в ДОУ заключается в следующих мероприятиях

Источник

Папка Передвижка Профилактика Гриппа И Орви В Доу Распечатать

Новости. Сегодня на базе МБДОУ №1. Березка», состоялось заседание городского методического объединения воспитателей средних групп. Тема заседания: «Организация работы в ДОО по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО». Присутствовали все члены методического объединения. Руководитель ГМО, старший воспитатель детского сада «Дюймовочка» Мануйлова Е. А., рассказала об особенностях реализации данной образовательной области. Она отметила, что в рамках ФГОС ДО художественно- эстетическое развитие дошкольников предполагает: — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

15-08-2014, 14:34 от fantastisch Оформление групп и детсада, Папки — передвижки. Профилактика гриппа и ОРВИ в ДОУ. Острые респираторные вирусные инфекции наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них очень важно для родителей. При этих заболеваниях поражаются органы дыхания.. Профилактика гриппа и ОРВИ в ДОУ. Острые респираторные вирусные инфекции наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них очень важно для родителей. При этих заболеваниях поражаются органы дыхания.

Источник

Презентация грипп и его профилактика. Консультация (старшая группа) по теме: Презентация на тему

Работая воспитателем, я часто сталкиваюсь с проблемой — низкая посещаемость детей. Главной проблемой является высокя заболеваемость детей и виной всему — простудные заболевания. В нашем дошкольном учреждении проводится обширная работа по закаливанию и профилактики простудных заболеваний. Но этого не достаточно. Только при тесном сотрудничестве с родителями мы можем предотвратить эту проблему. Имено поэтому я создала данную презентацию для родителей,котрая явилась дополнительным обучающим материалом при проведении родительского собрания. Цель данной презентации познакомить родителей со способами проведения профилактики гриппа и простуды в домашних условиях.

Вылечить вирусы с помощью таблеток почти невозможно. С этой задачей справляется только наша иммунная система и оттого, насколько она крепкая, зависит, как быстро вирус будет побежден. Почти все противовирусные препараты являются

Организму необходимы все витамины, которые влияют на силу иммунитета. Не все витамины действуют напрямую, некоторые способствуют укреплению косвенно. Лучшие витамины от гриппа – это витамины A, C, E и бета-каротин (провитамин А), которые считаются главными для иммунитета. Важны также микроэлементы – это селен и цинк. Когда организм насыщен полезными веществами, антитела становятся активнее, и иммунная система способствует их увеличению. Таким образом, Ваш организм защищает себя от вирусов.

Источник

Результаты независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями Грачевского муниципального района Ставропольского края на сайте bus.gov.ru

Сейчас во многих областях объявлена эпидемия гриппа. Поскольку вирус гриппа легко передается воздушно-капельным путем, в ближайшее время стоит ожидать распространения заболевания по всем регионам страны. Большинство людей склонны недооценивать опасность гриппа, считая его чуть сложнее обычной простуды. Однако, при простуде не случается тяжелой интоксикации, приводящей к летальному исходу спустя несколько дней от начала болезни. Кроме того, грипп опасен своими осложнениями: воспалениями легких, оболочек головного мозга или сердечной мышцы. Особенно уязвимы к действию вируса дети. Их иммунная система несовершенна, и не всегда может дать адекватный отпор инфекции. Поэтому риск тяжелого течения и осложнений гриппа у маленьких пациентов гораздо выше, чем у взрослых людей.

ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) — это инфекционные заболевания дыхательных путей, которые вызываются вирусами.

Грипп — одно из многочисленных заболеваний, входящих в группу ОРВИ. Грипп по сравнению с другими ОРВИ характеризуется более тяжелыми симптомами. При этом заболевании чаще наблюдаются осложнения, в том числе опасные для жизни. Грипп ослабляет организм и снижает сопротивляемость к другим болезням. Он особенно опасен для детей раннего возраста, пожилых людей и лиц, страдающих хроническими заболеваниями и нарушениями иммунитета.

Возбудители ОРВИ. В настоящее время известно более 200 типов вирусов, вызывающих ОРВИ: вирусы гриппа А, В, С, парагриппа, аденовирусы, риновирусы и др. Все респираторные вирусы очень изменчивы, особенно вирус гриппа.

Источник

Профилактика ОРВИ у детей: памятка родителям

Все знают, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Если взрослые могут обезопасить себя от острых вирусных недугов самыми разными способами, то дети не имеют понятия о том, что нужно защищаться, в том числе и какими методами. Малыши воспринимают окружающий мир в ярких красках, им неведомо, что вокруг них существует множество вредных микроорганизмов. И только родители с участием педиатров способны помочь маленьким мальчикам и девочкам не заразиться опасными вирусами. Первый вопрос при выборе лекарств для профилактики ОРВИ у детей, который волнует мам, это – наличие побочных эффектов. Когда лечащие врачи предлагают курсы медикаментозной профилактики, то, как правило, рассказывают о механизме действия каждого средства и возможных последствиях его приема. Однако некоторые родители не спешат доверять медицинским препаратам, предпочитая использовать бабушкины рецепты.

Все знают, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Если взрослые могут обезопасить себя от острых вирусных недугов самыми разными способами, то дети не имеют понятия о том, что нужно защищаться, в том числе и какими методами. Малыши воспринимают окружающий мир в ярких красках, им неведомо, что вокруг них существует множество вредных микроорганизмов. И только родители с участием педиатров способны помочь маленьким мальчикам и девочкам не заразиться опасными вирусами. Первый вопрос при выборе лекарств для профилактики ОРВИ у детей, который волнует мам, это – наличие побочных эффектов. Когда лечащие врачи предлагают курсы медикаментозной профилактики, то, как правило, рассказывают о механизме действия каждого средства и возможных последствиях его приема. Однако некоторые родители не спешат доверять медицинским препаратам, предпочитая использовать бабушкины рецепты.

Существуют ли удобные лекарства для детей?

Источник

Результаты независимой оценки качества оказания услуг образовательными организациями Грачевского муниципального района Ставропольского края на сайте bus.gov.ru

Во всех возрастных группах выполняются требования к температурному режиму, соблюдается график сквозного проветривания.

Под наблюдением медсестры Зубенко Н.В., обеспечивается соблюдение дезинфекционного режима. Строго соблюдается график проведения ежедневных влажных уборок с использованием дезинфицирующих средств, обращая особое внимание на поверхности и предметы (перила, дверные ручки, столы, стулья и т.д.), которые имеют наиболее частые контакты с руками.

Проведен инструктаж среди работников о первых признаках заболевания и порядок действий в случае выявления больных с признаками гриппа и ОРВИ.

На медсестру Зубенко Н.В возложена персональная ответственность за организацию питания и санитарно-гигиеническое состояния пищеблока. Строго выдерживается график санитарных дней на пищеблоке. Ежедневно проводится С-витаминизация третьего блюда.

Мелко нарезанный чеснок и лук в нескольких блюдечках расставляют по комнате – фитонциды, выделяемые чесноком и луком, способствуют выработке интерферона в носоглотке ребенка и это защищает клетки от вирусов.

Особое внимание воспитателями каждой группы уделяется соблюдению детьми правил личной гигиены (мы­тье рук после посещения туалета, перед приемом пищи, наличие мыла, индивидуальных полотенец).

Физическая активность (утренняя зарядка., подвижные игры на участке) способствует укреплению и развитию сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной систем, развитию моторики, костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки и способствуют значительному снижению заболеваемости детей.

{SOURCE_HOST}